Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии:
«Лавки и места для сидения есть не только в католических храмах, но и в православных – в последних они не бросаются в глаза, так как расположены не по центру храма, а вдоль стен (в греческой традиции кресла именуются «стасидиями»).
Кроме того, православное богослужение имеет даже определенные молитвословия, во время которых, согласно Уставу, разрешается сидеть (кафизмы и седальны).
Но уместно ли человеку, сидя, обращаться к Богу? Однажды апологет Древней Церкви Тертуллиан сказал: «Непристойно сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
В противовес приведенной цитате стоит вспомнить слова более современного нам святого, святителя Филарета, который любил повторять, что в храме лучше сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах.
В молитве главное – наше внутреннее расположение, то, с каким сердцем мы предстоим пред Богом.
Таким образом, стоять за богослужением или сидеть – личное дело каждого, в зависимости от того, насколько ему это позволяют физическое здоровье и совесть».
Напомним, мы рассказывали о том, как поступить, если нашли потерянный кем-то крестик.