No menu items!
Пятница, 26 апреля, 2024
ГлавнаяОбществоКак и зачем идти «под венец»?

Как и зачем идти «под венец»?

Во-первых, это красиво. Убранство храма, церковное пение, позолоченные венцы и свечи ― совсем не одно и то же, что аудиозапись Мендельсона и советского вида тетушка с отрепетированной речью в районном ЗАГСе. Во-вторых, это «духовно». А наш народ привык в ответственные моменты жизни вспоминать о Боге: ребенка окрестить, покойника отпеть, молодых обвенчать. Что же нужно знать […]

Во-первых, это красиво. Убранство храма, церковное пение, позолоченные венцы и свечи ― совсем не одно и то же, что аудиозапись Мендельсона и советского вида тетушка с отрепетированной речью в районном ЗАГСе. Во-вторых, это «духовно». А наш народ привык в ответственные моменты жизни вспоминать о Боге: ребенка окрестить, покойника отпеть, молодых обвенчать. Что же нужно знать о Таинстве Венчания?

Как такового возрастного ограничения на венчание нет. Нередко под венец идут супруги на пороге серебряной или золотой свадьбы. Существует даже особый чин венчания супругов, проживших много лет без церковного благословения. Но, как правило, на практике пожилых людей венчают обычным чином, опуская в молитвах и прошениях слова о деторождении. Например, мы рассказывали о супругах Иване и Ольге Шелест, которые прожив в браке 50 лет, решили обвенчаться на годовщину золотой свадьбы.

Вчера и сегодня

Количество заключенных церковных союзов растет из года в год. Причем венчается и молодежь, только идущая в ЗАГС, и люди, которые отметили не один юбилей совместной жизни. И Церковь это не только допускает, но и приветствует. Во-первых, прийти к Богу никогда не поздно, тем более, что молодость сегодняшних пенсионеров прошла в годы боговорчества, когда венчание просто не мыслилось. А во-вторых, такая пара подает пример своим детям и внукам.

Таинство Венчания — одно из самых торжественных в церковной традиции. В момент его совершения вся Церковь молится только о будущих супругах, их счастье и благополучии. А молодые вверяют себя друг другу и обязуются вместе терпеть все скорби и тяготы, которые посылает им Господь.

В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, хотя действительным вплоть до марта 1917 года считался именно такой союз – заключенный путем венчания в храме. С точки зрения имущественных отношений он тоже ничего в жизни не меняет. Это ведет к тому, что многие пары стремятся обвенчаться, минуя ЗАГС.

Чтобы «застраховать» человека от необдуманного шага, сейчас в храмах венчают только при условии наличия гражданской регистрации. Иногда священники идут навстречу своим прихожанам и назначают венчание до дня росписи. Это случается, если по каким-то причинам молодые не могут обвенчаться в день свадьбы или вскоре после нее.

Кстати, раньше препятствием для совершения Таинства являлось отсутствие родительского благословения. Сегодня согласие родителей на венчание формально не нужно, но священники все равно не советуют начинать семейную жизнь с конфликта, прося предварительно примириться с близкими.

Однако, как и сто лет назад, сегодня есть строгие «противопоказания» против брака. Венчаться запрещено с кровным родственником, некрещеным, атеистом, двоеженцем и монахом. Также существует давняя благочестивая традиция не свершать Таинство брака между крестными родителями и крестниками, а также двумя восприемниками (крестными родителями) одного ребенка. Не венчают молодых в дни Великого Поста и накануне постных дней, чтобы исключить повод к невоздержанию.

Если до революции брак считался действительным только при наличии подписей свидетелей, которые обязательно присутствовали на Таинстве (об этом свидетельствовала запись в церковной книге), то сегодня можно венчаться и без них.

Развод и девичья фамилия

Само по себе венчание – это не гарантия счастливой семейной жизни под «Божиим крылом». Если супруги не работают над собой и своими отношениями, не ищут компромиссов и не уступают друг другу, в конце концов церковный брак, как и гражданский, может распасться и за судебным разводом последует церковный, который в народе именуют «развенчанием».

— В Церкви такого обряда как «развенчание» нет, – объясняет отец Агафодор, игумен Свято-Успенского мужского монастыря (Одесса). – Есть констатация печального явления – семьи не стало. И если обращаются за разрешением об освобождении от супружеских обязательств, то мы должны установить степень вины каждого. Ведь кто-то вносит больший вклад в то, что семья распадается. Именно этот человек подлежит епитимьи (прим. — сегодня это выполнение оговоренных дел благочестия, таких как усиленная молитва и пост, труд или милостыня). А страдающая сторона может получить разрешение вступать в брак вторично.

Чтобы получить «церковный развод», супруги обращаются к правящему архиерею с прошением. Таким же образом просят благословения на повторный брак. Однако Церковь не с одинаковым уважением смотрит на последующие браки и не с одинаковой торжественностью их благословляет. Раньше для того, чтобы человек осознал свой грех и раскаялся в содеянном, попросившего о разводе могли отлучить от Евхаристии на срок до пяти лет. И в этом принципиальное отличие церковного развода от гражданского.

Церковь пытается указать на противоестественность этого процесса и предпринимает последние попытки примирить супругов.

Причины церковных разводов:

  • прелюбодеяние одного из супругов;
  • принятие одним из супругов новой веры;
  • невозможность иметь детей;
  • неизлечимое психическое заболевание одного из супругов;
  • тюремного заключение.

Наша история

Своеобразный обряд «венчания» был известен на Руси еще до появления христианства. Чаще всего он совершался на лесной поляне, когда пышно цвело весеннее разнотравье. Молодым плели венки из цветов и трав, обводили вокруг дерева или куста. С тех пор осталась поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается». С приходом же христианства обряд венчания был перенесен в церковь и, естественно, лишен всякой языческой атрибутики. 

Фото newlife.rv.ua

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине