До 2015 года некоторые представители льготных категорий могли позволить себе бесплатно проехать в городской маршрутке или пригородном автобусе. В 2015-м льготы на проезд многим отменили. А тем, кому оставили, редко удавалось реализовать свое право без конфликта с водителем. С 2016 года местным властям предоставили возможность самостоятельно решать вопрос финансирования льгот на проезд. Но учитывая, что денег в казне всегда не хватает, транспортные льготы в масштабе страны до сих пор остаются одной из нерешенных проблем. Можно ли изменить ситуацию и как это сделать?
Без сбоев право бесплатного проезда в Украине предоставляют только в горэлектротранспорте. Но не во всех населенных пунктах такой транспорт есть. Зато маршруток хватает. Перевозчики, как правило, жалуются на то, что положенная компенсация за проезд льготников к ним не поступает или поступает в неполном объеме. Отсюда и нежелание возить людей с удостоверениями, и конфликты в транспорте. Не помогло и принятие Постановления Кабинета Министров № 197 от 14 марта 2018 года, предусматривающее монетизацию транспортных льгот на городских, пригородных и междугородных маршрутах за счет местных бюджетов. Причина та же – отсутствие средств.
Ситуация обострилась еще больше, когда провели административно-территориальную реформу. Теперь объединенные территориальные громады сами должны зарабатывать деньги и тратить их на свои нужды. И тут снова камень преткновения. Там, где руководство громады имеет средства и возможности реализовывать социальные гарантии, льготникам повезло. Но, как правило, льготы распространяются только на жителей конкретной громады. То есть, если пенсионерка поедет к своей сестре в соседнюю ОТГ, сэкономить на проезде она уже не сможет. А льготы законами Украины предоставлены всем гражданам страны, независимо от места проживания. Хотя кое-где проезд льготников компенсируют на междугородных и межобластных автобусных маршрутах – за счет областных бюджетов.
Новое осмысление ситуации требует и внедрение электронного билета в городском транспорте. К примеру, в Харькове льготный электронный билет «E-ticket» для проезда в городском электротранспорте выдается только жителям города. О невозможности компенсировать проезд льготников – гостей Киева говорил летом и мэр столицы. Чтобы урегулировать этот вопрос, введение электронного билета в Киеве отложили до конца года – в надежде, что правительство внесет изменения в законодательство о предоставлении льгот на проезд. А льготники из других населенных пунктов смогут бесплатно пользоваться транспортом не только в своем городе.
Ситуация с тем, что финансирование льгот переложили на плечи местных властей, не устраивает многих. Тем более – в свете нового законопроекта, который летом был предложен Министерством социальной политики для общественного обсуждения. Документ предусматривает предоставление льготного проезда, а также обеспечение услуг связи и других социальных гарантий в порядке и размерах, определенных органами местного самоуправления.
После этого Ассоциация городов Украины (АГУ) обратилась в Министерство социальной политики с предложением включить расходы по оплате льготного проезда (а также услуг связи и других социальных гарантий) при подготовке проекта госбюджета на 2021 год. Поддержали АГУ Министерство ветеранов, а также Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Уполномоченный Президента Украины по правам людей с инвалидностью. Восстановление государственного финансирования позволило бы льготникам в полной мере реализовать свое право на бесплатный проезд независимо от места проживания и возможностей местных бюджетов.
В ответном письме Минсоцполитики отметило следующее: в условиях децентрализации органы власти имеют возможность самостоятельно определять объем льготных услуг и обеспечивать контроль за эффективным использованием бюджетных средств.
***
Но ставить точку в этом вопросе еще рано. Проблему льготного проезда таки придется решать глобально – и вот почему. Власти страны в ближайшей перспективе планируют вводить единый электронный билет на все виды городского, пригородного, а также железнодорожного транспорта.
В экспериментальном формате единый электронный билет для поездов дальнего следования «Укрзалізниці» и метро («SmartTicket») уже заработал в столице. Затем система «SmartTicket» будет протестирована в Днепре и Харькове. В связи с этим Министерство ветеранов уже работает над внедрением механизма льготного проезда для инвалидов войны, участников боевых действий, семей погибших. А Министерство социальной политики позаботиться о своих льготниках (пенсионерах, лицах с инвалидностью, чернобыльцах и т.д.) пока не готово.
То есть мы сейчас говорим о том, что проблема сама собой не рассосется. Ее надо решать. И решать на уровне государства, а не местной громады.
Мнение
Борис Кушнирук, экономический эксперт:
«Социальные льготы дает государство, а не органы местного самоуправления. Именно государство определяет, какие категории людей являются льготниками, а значит, государство должно и финансировать их».
А как у соседей?
Во многих странах вопрос льготного проезда давно решен. В Европе социальная защита охватывает разные незащищенные категории населения, да и о пенсионерах не забывают.
К примеру, в Чехии, а именно в Праге, лица 60 лет и старше имеют льготы на проезд в транспорте, причем не только жители столицы, но и туристы. Для тех, кому исполнилось 60–64 года, проезд на транспорте оплачивается в размере 50% стоимости. Для 65-летних лиц и старше проезд бесплатный. Кроме пенсионеров, льготы предоставляются всего нескольким категориям, в том числе детям. Проездной билет распространяется на все виды транспорта: автобус, трамвай, метро и даже на фуникулер.
В Испании общественный транспорт представлен метро, скоростными трамваями, автобусами, электричками и фуникулером. Вся транспортная система разделена на зоны. Соответственно, для проезда в этих зонах действует свой билет. Пожилые испанцы имеют льготы при пользовании общественным транспортом во всех автономиях Испании. Правда, в некоторых регионах предоставляется право на 100-процентный бесплатный проезд, а в остальных размер скидок варьируется от 50% до 90%.
Есть опыт в решении проблем льготного проезда и в странах постсоветского пространства. Но он менее оптимистичный, нежели в других европейских странах.
В Беларуси транспортными льготами пользуется около 20 разных категорий. Вместе с тем пенсионеры по возрасту имеют право на 50-процентную скидку стоимости проезда на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте пригородного сообщения только с 1 мая по 30 сентября – на период сезонных сельскохозяйственных работ. В этом году, в связи с карантином, действие льгот продлили еще на месяц. Обязательные скидки для пенсионеров на городской транспорт остались в прошлом.
В Молдове льготы на проезд установлены для людей с инвалидностью, ветеранов войны, дорожной полиции и детей 5-10 лет. Другим категориям (например, пенсионерам по возрасту) из государственного бюджета выплачивается адресная помощь. Ее пожилые люди получают вместе с социальными выплатами и самостоятельно рассчитываются в транспорте.
Ольга Новикова
Чтобы выбрать идеальный диван, важно учитывать множество факторов – от размеров и формы до материалов…
Украинцев могут освободить от нежелательных звонков. Новый законопроект предусматривает возможность идентификации абонентов, нарушающих ваше спокойствие.…
Уже с 1 декабря 2024 клиентов "Ощадбанка" ожидают существенные нововведения. Станут ли услуги банка более…
Финансовый лимит на один подарок составляет 1500 грн. Фото писем будут публиковаться на странице фонда…
Использование перевязочных материалов, бинтов и ранозаживляющих средств является важной частью медицинской практики и первой помощи.…
Некоторые украинцы, которые пострадали из-за войны, могут рассчитывать на определенные льготы от государства.