No menu items!
Понедельник, 18 октября, 2021
ГлавнаяПенсионное делоРеформа пенсий: чего ждать уже скоро?

Реформа пенсий: чего ждать уже скоро?

В последнее время очень много новостей приходит из Министерства социальной политики. В начале осени мы, например, узнали о повышении минимальной пенсии для отдельных категорий граждан в связи с ростом минимальной зарплаты с 1 сентября. Потом было вынесено постановление Кабинета Министров от 16 сентября 2020 № 849 «Некоторые вопросы повышения пенсионных выплат для отдельных категорий лиц […]

В последнее время очень много новостей приходит из Министерства социальной политики. В начале осени мы, например, узнали о повышении минимальной пенсии для отдельных категорий граждан в связи с ростом минимальной зарплаты с 1 сентября. Потом было вынесено постановление Кабинета Министров от 16 сентября 2020 № 849 «Некоторые вопросы повышения пенсионных выплат для отдельных категорий лиц в 2021 году и в дальнейшем». Параллельно принят проект госбюджета на следующий год. На этом основании Министерство социальной политики успело презентовать календарь повышения пенсий в новом году. Интересно, что все эти проявления активности были как раз накануне местных выборов. На этом фоне не столь заметными стали другие новшества, которые обсуждают в профильном министерстве. В октябре состоялось заседание рабочей группы Министерства соцполитики по развитию пенсионной системы, а в профильном комитете Верховной Рады прошли слушания на эту же тему. Обсуждались пять ключевых вопросов.

1. Прожиточный минимум и пенсия: оставят ли перерасчет?

 Сегодня к величине прожиточного минимума привязаны почти 180 норм, регулирующих уголовные, хозяйственные, административные вопросы. Это вдвое больше, чем норм, регулирующих вопросы социальных выплат, которых есть 79. То есть речь идет прежде всего о наведении порядка в законодательной сфере. Пенсионерам от этого пока ни холодно ни жарко. С 1 декабря прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц составляет 2189 гривен. При этом прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан – 1769 гривен. Такой же размер минимальной пенсии. Есть еще прожиточный минимум для трудоспособных граждан – 2270 гривен, для детей в возрасте до 6 лет – 1921 гривня и для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 2395 гривен. Это все прописано в Законе «О Государственном бюджете Украины на 2020 год». Заметим, что для нетрудоспособных людей, к которым относятся и пенсионеры, установлен самый маленький прожиточный минимум по сравнению с остальными категориями граждан. Законодатели почему-то считают, что пенсионерам нужно меньше всех и 1769 гривен на проживание вполне хватит. Впрочем, экономисты уверяют, что реальный прожиточный минимум должен быть сейчас не меньше 4000 гривен. Это признают и в самом Министерстве социальной политики. Остается надеяться, что чиновники не просто бессмысленно перепишут законодательство, а реально улучшат уровень пенсионного обеспечения. Однако уже звучало мнение, что в рамках реформы размер минимальной пенсии может быть вообще отвязан от прожиточного минимума. То есть рост прожиточного минимума не будет приводить к росту пенсии. Можно будет надеяться только на индексацию.

2. Что будет с индексацией пенсий?

Важный вопрос – совершенствование пенсионного законодательства в солидарной пенсионной системе. В частности, установление даты ежегодной индексации пенсий, ее распространение на отдельные категории пенсионеров, которым пенсия не индексируется; установление особенностей пенсионного обеспечения родителей детей с орфанными* заболеваниями. Раньше по закону индексацию должны были проводить каждый год 1 марта. Сейчас законодательством четкая дата не установлена. Она дополнительно назначается Кабинетом Министров. В прошлом году индексация была с 1 марта. В этом году – с 1 мая. В 2021 году индексацию обещают опять с 1 марта, соответствующее решение Кабмина уже принято. Судя по всему, речь о том, чтобы снова закрепить указанную дату в законе, а не уповать на дополнительные постановления Кабинета Министров. Кроме того, уже не первый раз звучит мнение, что надо бы возобновить индексацию пенсий госслужащиим, научным работникам. Не урегулирован и вопрос об индексации пенсий военнослужащих. Законопроект о перерасчете пенсий госслужащим и научным работникам, инициированный депутатами от оппозиции, находится на рассмотрении Верховной Рады еще с 2019 года. В свою очередь Министерство социальной политики в этом году разработало собственный законопроект по данному вопросу. Какой из законопректов будет принят и будет ли принят вообще? Вопрос остается открытым.

Что касается родителей детей с орфанными заболеваниями, то, видимо, речь идет о таких же льготах, как и у матерей инвалидов с детства. Такие женщины имеют право на досрочный выход на пенсию и на зачет в стаж периода ухода за больными детьми.

3. Льготные пенсии: какие могут быть изменения?

В первую очередь планируется введение накопительной профессиональной пенсионной системы для отдельных профессий, по которым пенсии назначаются досрочно. Правительство одобрило законопроект по изменению механизма финансирования льготных пенсий. О чем идет речь? Как известно, льготные пенсии за работу в тяжелых и особо тяжелых условиях труда по Спискам льготных профессий №1 и №2 назначаются со снижением пенсионного возраста. В действующем с 2004 года Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» сказано, что льготное пенсионное обеспечение указанных категорий граждан должно осуществляться в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды. Но с 2004 года эта система в действие так и не введена. Согласно этому же закону (пока указанная система не введена в действие) до достижения пенсионного возраста выплата таких пенсий должна финансироваться за счет средств предприятий, где работали эти люди. А после достижения пенсионного возраста выплата таких пенсий осуществляется уже за счет государства. И вот проблема заключается в том, что эта часть закона тоже не выполняется, но уже со стороны предприятий. По словам министра социальной политики Марины Лазебной, в последние 15 лет досрочная пенсия выплачивается за счет государства и работодателями уже почти не возмещается. Из десяти предприятий не возмещают восемь. Речь идет о пенсиях для двухсот тысяч пенсионеров! Задолженность по возмещению Пенсионному фонду Украины расходов на выплату досрочной пенсии выросла с миллиарда гривен в 2008 году до 15,3 миллиарда гривен в октябре 2020 года. Это не говоря о том, что человек часто не может подтвердить право на льготную пенсию по причине ликвидации предприятий, отсутствия документов, аттестации рабочих мест и т.п. На этом основании законопроектом предлагается отменить механизм возмещения предприятиями льготных пенсий и просто повысить ставку единого взноса (на 15% за работников на работах по Списку № 1 и на 7% – по Списку № 2 и некоторых других категорий лиц). За счет этих средств как будут покрываться расходы для выплаты текущих льготных пенсий, так и будет формироваться досрочная накопительная (персональная) пенсия для будущих пенсионеров, которые сейчас работают во вредных условиях труда. Кроме того, предполагается предоставить право участия в накопительной профессиональной пенсионной системе другим работникам на условиях, определенных по результатам коллективных договоров. Также предприятиям-должникам могут предоставить право рассрочить до 60 календарных месяцев суммы неуплаченных Пенсионному фонду фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Почему-то именно эта истина сразу приходит на ум, если бегло проанализировать указанный пункт. Многие предприятия годами не платят взносы на возмещение льготных пенсий. Изменится ли что-то, если просто изменить алгоритм взыскания взносов? Финансовая нагрузка на работодателя все равно останется. Очевидно, что проблема гораздо глубже и предложенным образом ее не решить.

4. Добровольные пенсионные накопления: да или нет?

Речь идет о развитии негосударственного пенсионного обеспечения и его надежности. Это система негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений (третий уровень системы пенсионного обеспечения). Негосударственные пенсионные фонды в Украине существуют, но пока не пользуются большим спросом. Вот и заговорили о необходимости развивать эту сферу, а также разрабатывать механизмы, которые будут гарантировать сохранность вкладов. Пока только разговоры. И реального движения вперед не наблюдается.

5. Будем ли мы получать пенсию из трех источников?

Введение второго уровня системы пенсионного обеспечения – тоже из перезревших проблем. Этот вопрос тесно связан с предыдущим. Впрочем, и в третьем пункте, о возмещении льготных пенсий, речь тоже идет о намерении внедрить накопительную систему, но для отдельных категорий граждан. Напомним, что согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в Украине должна быть трехуровневая система пенсионного обеспечения. Первый уровень – ныне действующая солидарная система. Второй  – накопительная система. Третий – система негосударственного пенсионного страхования. В идеале при достижении пенсионного возраста человек должен получать пенсию сразу из трех источников. Трехуровневая пенсионная система действует во многих развитых странах мира.

Второй уровень (накопительная система) в законе прописан еще с 2004 года. Это система, при которой часть взносов с зарплаты человека поступает не в бюджет Пенсионного фонда, а на персональный счет работника и накапливается там в течение всей жизни. Но этот второй уровень существует лишь на бумаге и реально не работает. Внедрение накопительной системы постоянно откладывается. С приходом к власти «Слуг народа» о внедрении накопительной системы заговорили снова. Соответствующий законопроект был зарегистрирован еще в конце 2019 года. Но почти сразу некоторые представители новой власти пошли на попятную. Поставили под сомнение актуальность введения такой системы. В частности – глава комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики Галина Третьякова и работавший до весны министром экономики Тимофей Милованов (ныне советник главы офиса президента). Не прошло и года, как снова заговорили о том, что накопительную систему все-таки нужно запускать. В Министерстве социальной политики настаивают на срочной необходимости принятия законопроекта, зарегистрированного еще в декабре 2019 года.

***

Каждый из пяти упомянутых пунктов можно еще много разбирать по отдельности. Мы лишь попытались вкратце пояснить, о чем вообще идет речь. Хочется подчеркнуть, что немало новшеств, предлагаемых министерством, не являются собственно новшествами. Многое на законодательном уровне уже давно прописано. Просто закон нужно соблюдать, а не переписывать его другими словами и ставить это себе в заслугу.

Сергей Коробкин, независимый консультант

Новое на сайте