Как не превратить веру в язычество?
Меня часто спрашивают:
— Батюшка, а кому молиться, если болит зуб? А если я потерял вещь? А если хочу помолиться за воинов?
И каждый раз я чувствую боль в душе. Как же так? Почему люди ищут помощи у всех, кроме Самого Бога? Почему вместо живой веры мы все больше погружаемся в суеверие?
Да, Церковь учит, что святые слышат наши молитвы и могут ходатайствовать за нас перед Господом. Но кто внушил нам, что они — исполнители узкоспециализированных просьб? Один за глаза отвечает, другой за торговлю, третий за погоду. Разве это вера Христова? Нет! Это извращение христианского понимания молитвы, подмена живого общения с Богом на нечто механическое, сродни языческим культам.
Святые — не боги, а наши старшие братья
Православие учит, что молитва — это прежде всего обращение к Богу. «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15).
Апостол Павел нигде не говорит: «Молитесь святому Петру, если вам нужно разрешение споров» или «Святому Луке, если заболели». Он говорит:
«Во всяком деле молитвою и прошением с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).
Когда мы молимся святым, мы не должны обращаться к ним как к «небесным чиновникам», отвечающим за конкретные сферы жизни. Мы обращаемся к ним как к живым членам Церкви Христовой, которые уже достигли Царства Небесного и могут молиться за нас.
Святитель Иоанн Златоуст говорил:
«Кого бы ты ни призывал, призови прежде всего Бога».
Как молились в древности христиане?
В древности христиане молились Христу, просили заступничества у Богородицы и святых, но всегда понимали: спасение — только от Бога. В римских катакомбах находят надписи: «Петр и Павел, молите Бога о нас». Но нигде нет: «Петр, помоги найти овцу» или «Павел, спаси меня от болезни».
Когда же появилась идея, что святой — это «небесный покровитель» определенной сферы жизни? В средневековой Европе, когда народное сознание впитало языческие верования. Так появились покровители кузнецов, земледельцев, рыбаков, животных. Постепенно это мышление проникло и в православную среду.
Но православная вера учит не этому. Святые не духи-хранители профессий и ситуаций. Они – наши друзья, наши заступники перед Богом, а главное – примеры того, как жить во Христе.
Не превращайте веру в язычество!
Когда человек вместо молитвы Богу идет искать «нужного» святого, он уже не христианин, а язычник, который хочет договориться с «своим» духом.
Но христианство с – это не поиск благосклонности у небесных «функционеров». Это живая вера.
Когда вам тяжело – молитесь Богу.
Когда вам страшно – молитесь Богу.
Когда вам нужна помощь – молитесь Богу.
А святые пусть станут для вас не «волшебниками», а друзьями и примером.
«Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Не заменяйте живого Бога суеверием. Будьте христианами.
Священник Максимиан Погореловский
Читайте также: