No menu items!
Пятница, 22 октября, 2021
ГлавнаяКоммуналкаПотребителю жилищно-коммунальных услуг: пеня, абонплата и виды договоров

Потребителю жилищно-коммунальных услуг: пеня, абонплата и виды договоров

После принятия нового Закона «О жилищно-коммунальных услугах» мы регулярно рассказываем о всех изменениях, которые вступают в силу поэтапно. В частности, о новых типах договоров и введении абонплаты мы писали не так давно. А поскольку абонплату уже пытаются рассчитывать, вернемся к этой теме. К тому же до 1 мая 2020-го потребители должны определиться, какой типовой договор […]

После принятия нового Закона «О жилищно-коммунальных услугах» мы регулярно рассказываем о всех изменениях, которые вступают в силу поэтапно. В частности, о новых типах договоров и введении абонплаты мы писали не так давно. А поскольку абонплату уже пытаются рассчитывать, вернемся к этой теме. К тому же до 1 мая 2020-го потребители должны определиться, какой типовой договор лучше заключить с поставщиками коммунальных услуг.

     

Что будет в типовых договорах?

Новые типовые договора нужно заключить со всеми поставщиками услуг.  Но с поставщиками газа и электроэнергии может быть заключен только один вид договора – индивидуальный.
Формы типовых договоров пока еще не разработаны Кабмином. И сейчас говорить можно только об основных нормах, которые в законе четко прописаны. Так, в типовом договоре должны быть указаны:

  • перечень услуг;
  • требования к качеству услуг;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон за нарушение договора;
  • цена услуги и порядок оплаты;
  • порядок внесения изменений в договор;
  • срок действия договора;
  • порядок и условия разрыва договора.

Ключевое нововведение здесь – взаимная ответственность за невыполнение договора.

    

Выбираем подходящий типовой договор

От формы договора будет зависеть, кто отвечает за ту или иную проблему в доме, поэтому изучаем и анализируем.

1. Индивидуальный договор: монополист отвечает за качество услуг «до входа в квартиру»,  вводится абонентский учет (новая строчка «абонплата»). За сети в квартире человек отвечает лично.

2. Коллективный договор с ответственным лицом: общим собранием в доме выбирается ответственное лицо, и этот человек заключает договор с монополистом. Монополист несет ответственность за качество услуги «до входа в дом».  В случае неуплаты по счетам каждому жильцу в отдельности выставят пеню и штраф за просроченный платеж.

По этому пункту есть ряд вопросов: например, не ясно, как лишать это ответственное лицо полномочий? И нужно ли будет тогда заново перезаключать все договора?

3. Договор с коллективным потребителем: монополист отвечает за качество услуги «до входа в дом». Этот вариант доступен только ОСМД. За задолженности совладельцев отвечает не каждый отдельный должник, а ОСМД.  Обслуживание внутридомовых сетей – на балансе ОСМД. И появляется выбор: обслуживать их самостоятельно, не оплачивая абонплату, или нанять компанию, которая займется этим.

4. Индивидуальный по умолчанию: этот договор будет заключен «принудительно», если вы не проявите инициативы. В отличие от первого типа индивидуального договора, здесь монополист отвечает за услугу «до входа в дом». То есть обслуживание внутридомовых сетей – ваша личная ответственность.

– Потребителю рекомендую заключать индивидуальный договор, чтобы не отвечать за соседа, – советует юрист, специалист по развитию ОСМД Станислав Драганов. – А вот для ОСМД выгоднее договор коллективного потребителя.

Важно! Дом – это объект, с которым на каждую коммунальную услугу может быть подписана только одна форма договора (например, индивидуальные договоры для отопления и коллективные – для водоснабжения и водоотведения.). При этом нельзя, чтобы часть жильцов заключили коллективный договор, а часть – индивидуальный. Если потребители не достигнут взаимопонимания, у них по умолчанию будет 4-я форма договора – индивидуальный договор, с ответственностью монополиста «до входа в дом».
У нас есть год до 1 мая 2020 года, чтобы определиться с формой договора. Кабмин к этому моменту должен разработать типовые формы договоров.

***

В заключение несколько слов о пене и абонплате. Начислять пеню поставщики услуг могут только в том случае, если о ней идет речь в договоре. Напомним, что потребители должны оплачивать счета до 20-го числа каждого месяца, а с 21-го числа уже может начисляться пеня. Что касается абонплаты, то в некоторых регионах Украины ее уже начали рассчитывать. Но методика еще будет дорабатываться, пропишут общие правила (например, с учетом протяженности труб). Поэтому, по словам Станислава Драганова, любые попытки монополистов озвучивать конкретные цифры абонплаты сегодня – это манипуляция.


Полезный совет
Абонплата за горячую воду будет начисляться в любом случае. Даже в городах, где она физически не поступает в дома уже несколько лет. Есть труба – есть абонплата. Не платить ее можно только в одном случае.
– Я советую собирать согласие всех жильцов дома и писать коллективное письмо-обращение к монополисту с отказом от услуги горячего водоснабжения, – поясняет Станислав Драганов. – Только так.


Пеню отменят?

Население Украины по состоянию на март 2019 года задолжало за коммунальные услуги около 70 млрд. гривен. Но важно знать, что начислять пеню коммунальщики могут только с 1 мая.

На сегодняшний день пеня не начисляется только в двух случаях:

  • если государство задолжало потребителю субсидию или льготу;
  • если потребителю задерживают зарплату. В этом случае задолженность должна быть подтверждена документально.

Сейчас в Верховной Раде находится два законопроекта, которые очень актуальны в условиях непростой экономической ситуации. Один предлагает отменить начисление пени за несвоевременную оплату коммуналки, другой – отменить пеню и установить мораторий на повышение тарифов. Примут ли хотя бы один из них? Посмотрим.

Новое на сайте