В этом году исполняется 35 лет фильму Марка Захарова «Формула любви». Работа над этой легкой комедией далась съемочной группе непросто. Тем не менее, фильм уже много лет смотрится на одном дыхании, а реплики героев сразу же стали афоризмами.
Янковский отказался играть мага
Марк Захаров обычно никогда не устраивал проб — еще до начала съемок он точно знал, кого хочет пригласить на ту или иную роль. Режиссер просто звонил или приходил к артистам и предлагал им сняться в своем фильме. Когда готовились к работе над «Формулой любви», кандидатуру на главную роль подсказал писатель Григорий Горин — он предложил занять в роли Калиостро Олега Янковского. Однако актеры — люди суеверные: Янковский не захотел связываться с мистикой и отказался играть мага и ясновидящего. Как позже оказалось, он был совершенно прав: на съемках произошло множество непонятных случайностей, которые могли сорвать съемки или стоить актерам жизни.
После отказа Янковского Захаров стал искать главного героя среди других отечественных звезд. Но те из них, к кому обращался режиссер, оказались заняты в театре или иных проектах. Сроки поджимали, а Калиостро все не было. Как часто бывает, помог случай.
В Москву приехал на гастроли тбилисский театр, и Захаров пришел на спектакль к коллегам. Давали «Отелло», и в роли Яго он увидел актера Нодара Мгалоблишвили. Это был настоящий граф Калиостро. Захаров заручился поддержкой министра культуры Грузии, который в то время тоже был в Москве, и вместе с ним пришел в гримерку к актеру. Возможно, режиссер надеялся, что уж министру Мгалоблишвили отказать точно не сможет. Грузинский актер растерялся: как же он будет сниматься, если по-русски говорит с сильным акцентом? Но у Захарова уже был готов ответ и на этот вопрос: Мгалоблишвили озвучит Армен Джигарханян.
Другую главную роль — Марии — Захаров предложил выпускнице Щепкинского училища Елене Валюшкиной. Девушка сначала отказалась — после учебы она собиралась в отпуск. Старшие коллеги пытались ей втолковать, что роль — главная, а режиссер — сам Захаров, но она была непреклонна. И только через несколько дней до нее дошло, от чего она отказывается. И хотя до этого Валюшкина снялась в двух фильмах, именно «Формула любви» стала ее первой ступенькой к известности.
Почти все актеры получили травмы
Съемочный процесс шел с трудом — поговаривали, что на площадке поселилась мистическая сила. Первым от ее происков пострадал главный персонаж — Калиостро-Мгалоблишвили. Он как истинный грузин замечательно пел и любил женщин. Его номер в гостинице находился на втором этаже, и, сидя на подоконнике, он часто распевал грузинские песни, наслаждаясь вниманием слабого пола.
Как-то раз, чтобы послушать пение актера, под его окном остановилась красивая девушка. Мгалоблишвили хотел произвести на нее впечатление, и настолько увлекся, что вывалился из окна и сломал ногу. Захаров был в ужасе — как же снимать мага на костылях? А актер валил все на Калиостро — мол, я не виноват, это все происки зловредного духа. В конце концов, вышли из положения очень просто: во время съемки сцен с Калиостро Мгалоблишвили усаживали верхом на спину механика, который переползал с места на место. Если же требовалось показать ноги Калиостро, то камера запечатлевала ноги композитора Геннадия Гладкова (их мы и видим в фильме).
Травмы на съемочной площадке стали чуть ли не обычным делом. Дочь Захарова Александра, которая играла дворовую девку Фимку, сломала палец на ноге, и ей приходилось танцевать, превозмогая боль. Молодой актер Александр Михайлов, воплотивший образ влюбленного помещика Алексея Федяшева, прыгая из окна в седло, неудачно приземлился, и на несколько дней выбыл из строя.
А Александр Абдулов, который всегда старался выполнять трюки самостоятельно, взялся управлять каретой без кучера. Вожжи оказались слишком длинными, и актер намотал их на сапог. Вдруг лошади чего-то испугались и понесли, карета рухнула в глубокий овраг, и у Абдулова были все шансы расстаться с жизнью. Однако то ли помогла молниеносная реакция, то ли актеру просто повезло, но он успел сбросить сапог и вовремя «выпасть» из кареты, поэтому отделался лишь синяками и царапинами.
«Уно моменто» написали по заказу актеров
Из всей съемочной группы травмы обошли стороной только Леонида Броневого, Татьяну Пельтцер и звукооператора Юрия Рабиновича. Возможно, потому что они были заядлыми картежниками и еженощно «резались» в преферанс в гостинице. Причем играли исключительно на деньги и никого больше в свою компанию не принимали. Курили они безбожно, и утром в номере стоял такой туман, что можно было топор вешать. Но несмотря на нездоровое развлечение, к началу рабочего дня звезды никогда не опаздывали, являлись бодрыми и в хорошем настроении.
Все фильмы Марка Захарова обязательно имеют музыкальную составляющую. Не стала исключением и «Формула любви». Правда, для героев Фарады и Абдулова сценарий не предусматривал никаких «музыкальных номеров», и актеры потребовали, чтобы Геннадий Гладков написал для них песню. Тот справедливо решил: раз персонажи — итальянцы, значит, и песня должна быть итальянской. Он попросил знакомую преподавательницу итальянского языка написать несколько рифмующихся слов, а потом скомпоновал их так, чтобы получилась песенка. Правда, смысла в ней нет никакого — просто набор слов. Когда же худсовет потребовал указать в титрах автора текста и музыки, написали так: музыка — Гладкова, слова — Гладкова и народные». Во время записи песни выяснилось, что дуэт Абдулова и Фарады звучит не совсем гармонично. Поэтому в фильме «Уно моменто» исполняют Александр Абдулов и сам композитор Гладков.
Свечи гасили… фанерой
В фильме есть несколько трюков, которые показывает во время своих выступлений Калиостро. Один из них, когда требовалось погасить одновременно шесть свечей, у пиротехников никак не получался. Пригласили иллюзиониста, но его «рецепт» оказался слишком сложным. И тогда второй режиссер Юсуп Даниялов предложил свой выход из положения. Он взял огромный лист фанеры и за кадром в нужный момент просто с силой махнул ею. Все свечи погасли одновременно. Так этот «трюк» и вошел в фильм.
Мистика превратилась в комедию
Основой сценария стала повесть Алексея Толстого «Лунная сырость», которую сам автор через несколько лет после написания переименовал в «Графа Калиостро». В ней рассказывалось о визите в Россию знаменитого европейского авантюриста. Писатель Григорий Горин написал сценарий, по-своему пересказав произведение классика. И мистическая повесть приобрела черты эксцентрической комедии.
Галатея из усадьбы
Статуя Галатеи, которую оживлял Калиостро, до революции находилась во дворе московской усадьбы Вандышниковой-Банза на Воронцовом поле. Потом ее привезли в ревизиторскую «Мосфильма» и, кроме «Формулы любви», снимали в фильмах «Бег», «Служебный роман», «Старый Новый год» и других. Сейчас статую вернули на свое место в усадьбу.