В декабре исполняется 110 лет со дня рождения любимого актера нескольких поколений Ростислава Плятта. И хотя в его послужном списке множество известных театральных и киноролей, чаще всего зрители вспоминают его пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны».
Как бабушки воевали за внука
Настоящее имя актера — Ростислав Иванович Плят, и в свое время некоторые считали, что он родом из Прибалтики. Но на самом деле Плятт родился в Ростове-на-Дону, его отец, Иван Плят, был поляком, а мать — украинкой с Полтавщины. Сразу после рождения ребенка у нее обнаружили туберкулез, и семья перебралась в Кисловодск. Однако это ничего не изменило — через несколько лет она умерла. После этого отец Плятта, который был известным юристом, переехал с сыном в Москву. Большую часть времени он был занят в суде, и мальчика воспитывали бабушки — полька и украинка. Бабушка по отцовской линии хотела, чтобы внук рос в Польше, бабушка по материнской считала самым подходящим местом для воспитания Украину. Но так как им приходилось жить в Москве, они ревновали внука друг к другу и постоянно спорили, какие сказки ему читать — украинские или польские, и на каком языке с ним разговаривать.
Позже Плятт рассказывал: «Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов*. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».
Необычной знакомство с актерской элитой
В школе Ростислав увлекся театром, тем более что на школьной сцене иногда ставили спектакли мхатовские актеры, которые были его кумирами. Однажды в дверь квартиры адвоката позвонили и когда юноша открыл дверь, он увидел на пороге известных всей стране актеров — они пришли за помощью к его отцу. Ситуация была непростая: некий автор юморесок грубо повел себя с актрисой Ольгой Пыжовой, а актер МХАТа Виктор Ключарев вступился за ее честь и съездил хаму по физиономии. И теперь «юморист» подал на него в суд за «оскорбление действием». Актеры просили адвоката защищать их в суде. Отец Плятта выиграл дело, и актеры в благодарность за это проводили Ростислава через служебный вход на все спектакли театра. Ну, а когда стало известно, что юноша собирается поступать в театральное училище, ему всей труппой дали прекрасную рекомендацию.
Во время учебы Плятт решил, что его фамилия недостаточно благозвучна для сцены и стал думать, как бы ее изменить. После недолгих размышлений он решил обойтись без радикальных преобразований — на конце фамилии он прибавил еще одну букву «т» и переиначил отчество «Иванович» на польский манер, став теперь «Яновичем».
Всегда находил выход из сложных ситуаций
До 1936 года Плятт служил в театре-студии Юрия Завадского, который был его учителем. Как раз в это время власти осуществляли в стране очередную «гениальную идею» — политику кадровой децентрализации. И труппу, в которой служил Плятт, перевели в театр Ростова-на-Дону. А так как Плятт был единственным ростовчанином, коллеги даже какое-то время подозревали, что это именно он «подсуетился», чтобы театр выслали в его родную провинцию. Через несколько лет Ростислав Янович вернулся в Москву, а с 1943 года и до конца жизни служил в театре Моссовета.
В кино Плятт впервые снялся в 30 лет, в фильме «Подкидыш», который принес ему всесоюзную известность. Актер мастерски создал образ интеллигента, и с тех пор его приглашали в кино исключительно на подобные роли. Впрочем, Плятт был интеллигентным и принципиальным человеком и в жизни. Не раз власть пыталась привлечь актера на свою сторону, но он всегда умел найти выход из сложных ситуаций и поставить чиновников в глупое положение.
Однажды, когда в стране вовсю шла кампания против Солженицына, к Плятту пришел представитель ЦК. Он предложил подписать обращение с требованием выслать писателя-диссидента из страны за клевету на существующий строй. Но Плятт ответил, что подписать такое письмо он не может, так как запрещенных книг Солженицына не читал. Актер предложил представителю ЦК привезти ему экземпляр книги «Архипелаг ГУЛАГ», чтобы он мог ознакомиться с ней и сделать собственные выводы: «Если эта книга окажется действительно клеветнической, тогда я подпишу письмо». Понятно, что представитель партийных органов не мог распространять запрещенную литературу. Поэтому он с неприличной поспешностью распрощался с Пляттом и больше в его квартире не появлялся.
Снимался сидя в инвалидной коляске
За свою творческую карьеру Ростислав Янович сыграл много запоминающихся ролей, его голосом говорят многие герои мультфильмов и зарубежные звезды. И даже те, кто не силен в искусстве, знают его пастора Шлага. Благодаря тонкой и умной актерской работе Плятта, впервые на советском экране появился положительный образ священнослужителя. Последней ролью Плятта стал скрипичный мастер Амати в фильме «Визит к Минотавру». Пожилой актер во время съемок оступился, упал и сломал шейку бедра, поэтому свою роль он играл исключительно сидя. А после работы Сергей Шакуров, который снимался вместе с ним, вез актера до машины в инвалидной коляске.
Ростислав Плятт был женат дважды. Первой его женой была актриса театра Моссовета Нина Бутова. В 1978 году она умерла, и через несколько лет Ростислав Янович женился на Людмиле Маратовой, актрисе и преподавательнице ГИТИСа. Однако всю жизнь Плятт был влюблен в Веру Марецкую, жену своего учителя Юрия Завадского. После смерти Завадского 69-летний Плятт предложил ей выйти за него замуж, но Марецкая, которой был уже 71 год, отказалась, сославшись на возраст.
***
Через несколько лет после смерти Плятта, в начале «лихих 90-х» его квартиру ограбили. Кроме столового серебра, злоумышленники унесли 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда. Ни одна из наград до сих пор не найдена.
* Слова и выражения, заимствованные из польского языка.
Оскорбление достоинства «по-пляттовски»
В советской стране очень любили странные лозунги, и везде, где обслуживали людей, висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». Плятт, зайдя в парикмахерскую или ресторан, обычно внимательно читал плакат. А потом, рассчитываясь с парикмахером или официантом, обязательно оставлял щедрые чаевые, приговаривая: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». После этого актер с улыбкой спрашивал: «Я достаточно оскорбил ваше достоинство?».