No menu items!
Пятница, 26 апреля, 2024
ГлавнаяРазное«Обыкновенное чудо»: в песенке про бабочку чиновники усмотрели неприличный подтекст

«Обыкновенное чудо»: в песенке про бабочку чиновники усмотрели неприличный подтекст

Сорок лет назад на экраны вышел телевизионный фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и сразу же завоевал зрительскую любовь. Ничего удивительного в этом не было: проблемы, которые затрагивала сказка, были понятны и взрослым, и детям. Они неподвластны времени и останутся актуальными в любую эпоху.       Ради Янковского отложили съемки В 1977 году Сергей Колосов, […]

Сорок лет назад на экраны вышел телевизионный фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и сразу же завоевал зрительскую любовь. Ничего удивительного в этом не было: проблемы, которые затрагивала сказка, были понятны и взрослым, и детям. Они неподвластны времени и останутся актуальными в любую эпоху.

     

Ради Янковского отложили съемки

В 1977 году Сергей Колосов, который руководил объединением телефильмов на киностудии «Мосфильм», предложил Марку Захарову снять фильм по пьесе Евгения Шварца. Захаров был театральным режиссером и к тому времени успел самостоятельно снять только один фильм — «Двенадцать стульев», да и тот вызвал противоречивые мнения среди зрителей. К тому же пьеса Шварца Захарова особо не впечатлила — ну, обычная сказка: любовь, интрига и хэппи-энд. Однако по зрелом размышлении режиссер все же решил взяться за эту работу. Захарову в голову пришла счастливая мысль интерпретировать пьесу по-своему, сделать ее более современной и музыкальной, с участием своих любимых актеров, композитора и поэта.

Прежде чем начать пробы, Захаров уже знал, что Волшебника будет играть Олег Янковский, Короля — Евгений Леонов, а Администратора — Андрей Миронов. Эти кандидатуры возражения у мосфильмовского начальства не вызвали, и актеров тут же утвердили. На съемочной площадке уже начинала кипеть работа, но тут случилось непредвиденное — Олег Янковский попал в реанимацию с серьезным сердечным приступом. Захаров навестил его в больнице, и Янковский, который чувствовал себя виноватым, стал убеждать Захарова не ждать, пока он поправится, а взять на его роль другого актера. Однако режиссер видел в этой роли только Янковского, и пообещал остановить съемки на любое время. Возможно, это и стало тем стимулом, который помог Олегу Янковскому быстро пойти на поправку.

    

Симонова отказалась стрелять холостыми

С претендентами на другие роли Захарову пришлось повозиться. Образ Медведя примеряли на себя Евгений Герасимов, Игорь Костолевский и другие красавцы-актеры из лучших театров столицы. В конце концов, Захаров предложил попробовать свои силы тогда еще молодому и не очень известному артисту Александру Абдулову. Однако, узнав, что на  роль будет пробоваться Костолевский, Абдулов отнесся к этому предложению без особого энтузиазма и ответил: «С удовольствием. Потому что пробуюсь всегда я, а снимается все равно Костолевский». И действительно, последнему часто доставались именно те роли, на которые пробовался Абдулов. Да и киношное начальство отнеслось к этому выбору критически, но Захаров все же отстоял Абдулова.

Еще более сложным для режиссера был выбор актрисы на роль Принцессы. На несколько дней съемочная площадка, где проводили пробы, собрала самых красивых артисток советского кино. Здесь были Лариса Удовиченко, Евгения Глушенко, Марина Яковлева, Вера Глаголева, Евгения Симонова. Каждая из них была хороша по-своему, но Захаров все же  остановился на кандидатуре Евгении Симоновой, так она более точно чувствовала образ и взаимодействовала с партнерами. Но самой актрисе во время работы страшно не везло — с ней постоянно происходили какие-то приключения. Сначала выяснилось, что она патологически ненавидит всяческое оружие и выстрелить из пистолета, как это требовалось по сценарию, никак не может. Съемку несколько раз останавливали, а Симоновой всей группой объясняли, что патроны в пистолете холостые и никого убить она не сможет. Актрисе было очень стыдно, и она собралась с духом, пересилила себя и нажала на курок. Правда, в этот момент Симонова закрыла глаза, что хорошо видно на пленке.

     

Актриса чуть не утонула в песке

Другой случай, который произошел с актрисой, не был настолько забавным — он вполне мог окончиться трагически. Последние сцены фильма, когда герои уходят и прощаются со сказкой, Захаров решил снять в люберецком песчаном карьере с огромной лужей на дне. Симонова и Абдулов должны были стоять с одной стороны лужи, а режиссер и оператор — с другой. Захаров попросил актеров подойти поближе к границе песка и воды, как вдруг Симонова стала кричать. В первую секунду никто ничего не понял, а потом все увидели, как на глазах песок стал засасывать актрису. Абдулов бросился ее спасать, но песок не отпускал свою добычу, и вскоре актриса погрузилась в него почти по шею. Спасло Симонову только то, что на съемках дежурили пожарные. Общими усилиями они смогли вытащить актрису из песочного плена.Когда фильм сдавали приемной комиссии, то проблемы, как обычно бывает, возникли там, где их никто не ждал. После исполнения Мироновым легкомысленной песенки Геннадия Гладкова про бабочку, которая «крылышками бяк, бяк, бяк, бяк, а за ней воробышек прыг, прыг, прыг, прыг» серьезные кинодеятели поинтересовались у Захарова, с какой это целью воробышек преследует бабочку. Может, у него непристойные намерения? Ведь это может плохо повлиять на нравственность юного поколения! Режиссеру с превеликим трудом удалось убедить комиссию в том, что интересы воробышка дальше гастрономических не простираются. Зато фразой «Стареет наш королек» пришлось пожертвовать — она рассматривалась как прямой намек на тогдашнего генсека Брежнева.


Имя поэта скрыли под псевдонимом

Все стихи для фильма написал поэт Юлий Ким. В то время за свои диссидентские взгляды он находился в опале и его имя было запрещено даже упоминать. Но Захаров очень хотел, чтобы в фильме прозвучали его стихи, поэтому в титрах опальному поэту присвоили псевдоним — Ю. Михайлов. Кстати, песни в фильме исполняли не сами актеры, а Леонид Серебренников и Лариса Долина.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине