Одесситки во все века выглядели элегантно и женственно. Даже когда Одессу трудно было назвать большим городом, ее немногочисленные дамы щеголяли в парижских туалетах. Более того, даже Европа признавала Южную Пальмиру городом, где моде не только следовали, но и придумывали.
Мода расцвела благодаря порто-франко
В Одессе всегда любили одеваться ярко и эффектно, как и во всех южных городах. Для женщин здесь эталоном моды считался Париж, для мужчин — Лондон. Отсюда, а также из Вены и Берлина в Одессу попадали не только модные, но технические и интеллектуальные новинки. Одной из причин процветания в Одессе модного бизнеса стало порто-франко — отмена пошлины на товары, которая действовала в Южной Пальмире 40 лет. Сюда стремились все зарубежные негоцианты, поэтому Одесса поражала изобилием любых товаров даже искушенных европейцев. Когда сюда ринулись парижские кутюрье, модные магазины стали расти как грибы. А имена мадам Мулис или Адель Мартен повергали одесситок в мечтательный транс. На Итальянской и Ришельевской улицах, где магазины платья располагались плотными рядами, всегда было много покупателей. На Дерибасовской неподалеку друг от друга было сразу три салона с названием «Парижские моды», а на Екатерининской площади безраздельно царила хозяйка «Модного магазина» Адель де Задурович. В нескольких кварталах от нее находилось заведение Марии Озерской, просуществовавшее едва ли не дольше всех, — закрыть процветающий магазин ее вынудила только революция.
Специально для тех, кто считает, что в то время Одесса была провинциальным городом, скажем, что владелица роскошного салона модной одежды, который находился на Ришельевской улице, — мадам Лобади несколько раз в год специально приглашала модных консультанток из Парижа. Ее клиентки всегда были в курсе самых последних новостей от парижских кутюрье, ну, а так как слухи в Одессе всегда распространялись очень быстро, то вскоре модные новинки начинали предлагать и в других магазинах, где одевались дамы попроще.
Сокровища Али-бабы
В 1842 году неподалеку от оперного театра был выстроен большой торговый комплекс, который получил название Пале-Рояль. Одной из первых здесь сняла помещение под магазин знаменитая одесская модистка Мария Страц, которая назвала его «Европейский базар». Мастерица она была знатная, и ее заведение пользовалось небывалой популярностью. Она одевала всю одесскую элиту — от Воронцовой до Собаньской. Одесские дамы считали, что она не имеет себе равных, и, судя по всему, они были правы — слава о Страц дошла даже до столицы.
Любой модный магазин в то время напоминал собой пещеру Али-бабы. Здесь можно было найти любые «сокровища» для женских туалетов, а названия тканей — «жаконет», «бареж», «шике» — пленили бы и современных поклонниц моды. Ассортимент текстильных товаров был, не в пример современному, значительно больше, и самое главное, все ткани были натуральными. Конкуренция среди портних в городе велась жесточайшая, и главным критерием, по которому их оценивали придирчивые клиентки, были неиссякаемая фантазия и золотые руки. К одесской модистке Томазини, например, стояли в очередь аристократки из Петербурга и Москвы. Возможно, именно поэтому многие наши мастерицы не раз получали дипломы на престижных модных выставках в Европе, а некоторые их идеи перенимали и парижские кутюрье.
Платья шили из бумаги
Дамам позапрошлого века выглядеть по последнему слову моды, без сомнения, было гораздо труднее, чем современницам. Одних только предметов нижнего белья под каждое платье надевали 12 видов: лиф, корсет, накладки для подмышек, панталоны, турнюр*, несколько нижних юбок, верхние юбки, и только затем все это «великолепие» прикрывали платьем. Балы и маскарады, которые давали в то время в Одессе, были настолько роскошными, что требовали и соответствующих туалетов. А, согласно этикету XIX века, надеть в общество платье больше трех-четырех раз считалось неприличным. Так что работы у модисток хватало.
Одесские модницы изо всех сил старались не быть похожими на других ни прической, ни платьем. В отличие от современниц, они стремились перещеголять «конкуренток», а не скопировать их туалет, что было дурным тоном. Но прихоти заказчиц менялись как майский ветер, поэтому чтобы зря не портить дорогую материю, модистки предпочитали кроить уменьшенную модель платья из бумаги. Ее сшивали, украшали рюшами, кружевами, бисером — всем, чем хотела клиентка, чтобы модель стала точной копией готового изделия. И если заказчица одобряла фасон, только тогда портниха бралась за шитье наряда из ткани в натуральную величину. Кстати говоря, некоторые известные современные мастерицы иглы и нитки, признавали, что им не под силу повторить туалеты тех лет, так как многие секреты швейного мастерства XIX века, к сожалению, утеряны.
* Приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье (ниже талии) для придания пышности фигуре.