Как известно, снижение курса гривны отражается и на повышении стоимости товаров и услуг. С лета прошлого года по отношению к доллару наша национальная валюта упала на три гривны и перешагнула отметку 28 гривен за доллар. Продолжится ли ее девальвация, и какие внутренние и внешние факторы могут повлиять на ее укрепление?
Транш будет. Возможно
Эксперты такое колебание гривны объясняют сезонными факторами, связанными с закупкой энергоносителей и импортных товаров накануне новогодних и рождественских праздников. Есть и психологический фактор, связанный с задержкой получения очередного транша от Международного валютного фонда (МВФ). Правда, стоит отметить, что подобный скачок гривны наблюдался и год назад. Напомним, что тогда, по состоянию на 1 февраля 2017-го, на валютном рынке курс был зафиксирован на отметке 27,7 грн./дол., а в августе прошлого года он опустился до 25,5 грн./дол.
По итогам встречи с представителями МВФ на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе Президент Украины заявил, что сотрудничество с данной организацией будет продолжено, и в этом году наша страна получит очередной кредит на сумму 1,9 миллиардов долларов. Правда, ради этого нам придется выполнить и ряд требований международных кредиторов. Среди них — очередное повышение цен на газ, что приведет к росту тарифов на отопление и горячую воду. Кроме того, МВФ требует принятие закона об Антикоррупционном суде. Такой проект уже был внесен Президентом на рассмотрение Верховной Рады в декабре прошлого года. Однако его положения не устроили западных кредиторов, и теперь в Администрации главы государства его обещают изменить.
А нужен ли нам кредит?
Так нужен ли нам кредит такой ценой? Большинство экономических экспертов и политологов считают, что нужен, иначе может наступить дефолт. Ведь уровень производства в стране падает, и сегодня мы имеем отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Другими словами, мы продаем меньше, чем покупаем. Кроме того, в течение двух лет Украина должна выплатить по внешним долгам около 10 млрд. долларов. И если не будет поддержки МВФ, придется рассчитываться золотовалютными резервами Нацбанка. Это может стать негативным сигналом для бизнеса и населения, что приведет к ажиотажу по скупке валюты и, как следствие, ослаблению гривны. Поэтому кредит в первую очередь важен для подкрепления финансовых ресурсов Нацбанка.
По мнению других экспертов, без транша МВФ никакой экономической катастрофы в Украине не произойдет. Тем более что в конце прошлого года Украина возобновила продажу евробондов и продала их на 3 млрд. долларов, что больше, чем получили в 2017-м от МВФ. Но в любом случае при отказе от сотрудничества с МВФ долг Украины будет расти. А еще тесное взаимодействие Украины с МВФ является позитивным сигналом для западных инвесторов. Ведь если у нас возникают проблемы в сотрудничестве с Международным валютным фондом, они настораживаются, и поток инвестиций в нашу страну замедляется. Поэтому с международными кредиторами необходимо договариваться, но делать это рационально, а не повышать бесконечно цены на газ, как это требуют наши западные партнеры.
Долги придется отдавать
Их требования, конечно, понять можно. Уровень коррупции в нашей стране высокий, и это приводит к низкому уровню управления страной в экономической и хозяйственной сферах. Естественно, что МВФ не хочет допустить дефолта своего должника. Поэтому его руководители и настаивают на создании Антикоррупционного суда, направленного на борьбу с экономическими преступлениями.
С другой стороны, такие заявления от представителей МВФ можно расценивать как вмешательство во внутренние дела Украины, нарушение ее суверенитета, Конституции и законов. А дадут ли они кредит, и на каких условиях покажет время. В любом случае, если ни в ближайшей, то в дальнейшей перспективе расплачиваться по внешним долгам предстоит нам, нашим детям и внукам. Что же касается гривны, то в бюджете на 2018 год ее курс — 30 грн./дол. Скорее всего, средний показатель за год таким и будет. Также возможны и сезонные колебания: если в январе доллар уже стоил больше 29 гривен, то в феврале — около 28 гривен. К концу года стоит ожидать 32-33 гривен за «зеленый».
Сергей Задорожный