Недавно на редакционную почту пришло письмо от Людмилы Цыбы, которая проживает в Овидиопольском районе Одесской области. Она пенсионер, ветеран труда, инвалид ІІ группы с детства. Женщина спрашивает: имеет ли она право на льготный проезд в автобусном транспорте пригородного сообщения? Вопрос о праве на льготный проезд волнует и представителей других категорий.
Кого уже не повезут бесплатно?
Ответить на этот вопрос она просила одним коротким словом: да или нет. Но вникая в него, мы столкнулись с разного рода «подводными камнями» в нашем законодательстве и поняли, что однозначно ответить на него не так уже и легко. Кроме того, вопрос льготного проезда волнует и многих других наших читателей. Попробуем разобраться: кто на самом деле может ездить бесплатно в общественном транспорте, а кто нет?
Стоит отметить, что за последние годы в этом направлении перечень льготников значительно изменился. Так, с 1 июня 2015-го право на бесплатный проезд в общественном транспорте потеряли*:
- участники войны;
- члены семей погибшего (умершего) ветерана войны;
- лица с особыми заслугами перед Родиной;
- лица с особыми трудовыми заслугами;
- ветераны труда;
- дети войны;
- жертвы нацистских преследований.
Пенсионеры по возрасту: платить или нет?
Многочисленная категория наших граждан – пенсионеры по возрасту. Могут ли они бесплатно ездить на автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения?
Постановлением Кабмина №354 от 17 мая 1993 года определено, что пенсионеры по возрасту имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси и метрополитена) и пригородных маршрутах. Но этим же документом установлено, что Министерство финансов обязано каждый год закладывать в бюджет деньги для компенсации расходов компаниям-перевозчикам. Однако, в соответствии со статьей 91 Бюджетного кодекса Украины, с 2016 года расходы за льготный проезд должны компенсироваться за счет местных бюджетов. То есть местные органы власти определяют перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд в своих административных границах, и осуществляют соответствующее финансирование для компенсации перевозок.
К примеру, в прошлом году на эти нужды Одесской областной властью было выделено свыше 6 млн. гривен. Как рассказала сотрудник Департамента социальной и семейной политики Одесской облгосадминистрации Елена Филиппова, вся эта сумма так и не была израсходована и вернулась обратно в областной бюджет. Почему?
— Механизм такой: мы компенсируем затраты компаниям-перевозчикам на основании предоставленных ими ведомостей с указанием пунктов следования льготников или фотокопий льготных удостоверений, отснятых водителями автомобильного транспорта, — пояснила Елена Филиппова. — В них должны быть указаны фамилия, имя, отчество льготника, номер и серия льготного удостоверения, а также стоимость проезда. Эти ведомости формируются кассирами автостанций или учитываются на основании фотофиксации льготного удостоверения, которое делает водитель на пути маршрута.
По ее словам, автоперевозчики практически не предоставляют такие документы. Хлопотное для них это дело: предоставлять бумаги и доказывать, что перевез такое-то количество граждан на льготной основе. Поэтому чаще всего они возят за свой счет или отказывают в льготном проезде, как это случилось с Людмилой Цыбой.
За отказ в проезде — смешной штраф
Стоит отметить, что, в соответствии со ст. 35 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» № 2344-ІІІ от 5 апреля 2001 года, перевозка пассажиров на автобусном маршруте общего пользования может осуществляться в обычном, экспрессном режимах и режиме маршрутного такси. А статьей 37 этого же Закона предусмотрено, что льготные перевозки пассажиров обеспечивают автомобильные перевозчики. Безосновательный отказ в таком праве влечет за собой ответственность. Какую именно? Согласно ст.133-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в таком случае на водителей транспортных средств или руководство компаний-автоперевозчиков может быть наложен штраф в размере восьми необлагаемых минимумов доходов граждан. То есть, если человек, которому отказывают в льготной перевозке, обратится в полицию и будет составлен протокол об административном правонарушениии, автоперевозчик может заплатить штраф в размере… всего 136 гривен.
Сам же перевозчик не имеет права устанавливать свои квоты на проезд льготников. Это законодательством не предусмотрено. И любой отказ от перевозки льготных категорий граждан является незаконным. Причем независимо от того, выделена ли для этого компенсация из местного бюджета или нет.
От льгот — к монетизации
Как видим, не все так просто у нас со льготным проездом. Расходы за это должны компенсироваться автоперевозчикам из местных бюджетов. Они ведь тоже не должны работать себе в убыток. Да, в электронном реестре каждого структурного подразделения органов соцзащиты есть данные каждого человека, имеющего право на льготы. Но как заложить необходимую сумму денег в бюджет для компенсации их льготного проезда, если кто-то пользуется услугами автотранспорта общественного пользования, к примеру, один раз в месяц, а другие – каждый день? На сегодняшний день не установлены лимиты для льготного проезда. Впрочем, в последнее время все чаще говорят о монетизации льгот на бесплатный проезд. Сейчас на законодательном уровне такие изменения готовятся. О необходимости перехода на выделение адресной денежной помощи каждому льготнику неоднократно заявлял и министр социальной политики Андрей Рева.
Министр убежден, что необходимо установить нормативы поездок. Если человек живет в городе, то ему на месяц должна выделяться необходимая сумма денег для поездок. А если он проживает в сельской местности, то ему выплачивается компенсация по факту проезда в общественном транспорте.
К слову, в прошлом году пилотный проект по монетизации транспортных льгот был запущен во Львове. В этом году планируют переходить к монетизации транспортных льгот и в других городах Украины. Хотя юристы предупреждают, что уменьшение льгот противоречит требованиям статьи 22 Конституции Украины, где говорится, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан. А неограниченный льготный проезд предусмотрен законами.
Как выйдут из этой сложной ситуации наши чиновники и политики? Пока неясно. Но монетизация транспортных льгот, наверное, в скором времени состоится. А вот кто выиграет от этого, а кто потеряет — остается вопросом.
* Согласно Закону Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII от 28 декабря 2014 года.
«Если человек является лицом с инвалидностью, то, при проезде на автомобильном транспорте общего пользования на внутренних линиях: в пределах района, области и Украины, он имеет право на 50-процентную скидку стоимости проезда в период с 1 октября по 15 мая. В городском транспорте лица с инвалидностью 1 и 2 группы, а также дети с инвалидностью и лица, которые их сопровождают, ездят бесплатно. Это определено Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».
По информации Департамента социальной и семейной политики Одесской облгосадминистрации
Кто имеет право на льготный проезд в автотранспорте?
Сергей Задорожный