Ровно 160 лет назад, 25 января 1858 года, «Свадебный марш» Мендельсона получил путевку в жизнь. Под этот гимн любви каждый день вступают в брак тысячи влюбленных пар. А растроганные мамы и бабушки утирают слезы умиления и радости. При этом мало кто задумывается об удивительной истории появления на свет этого символа семейного счастья.
Удивительное совпадение
Однажды в зале одного из ватиканских музеев юный Феликс Мендельсон потрясенно застыл перед картиной Никола Пуссена «Святая Сесилия». Прекрасная покровительница музыки в окружении детей сидит за клавикордами, а над нею танцуют купидоны… Феликс влюбился. Покидая Италию, он шутливо поклялся самому себе, что когда-нибудь обязательно встретит такую Сесилию.
Через пять лет молодой человек приехал во Франкфурт-на-Майне, чтобы подменить заболевшего друга — дирижера «Музыкального общества Святой Сесилии». Стояла дивная летняя ночь. Мендельсон с друзьями отправились музицировать в лес, а потом устроили ужин под сенью деревьев. Неподалеку сидела девушка с удивительно знакомым лицом, лицом с картины. Ее звали… Сесилия Жанрено. Феликс вздрогнул — это была судьба!
Дал обещание любимой женщине
В марте 1837 года состоялась свадьба Сесилии и Феликса. Погода была ненастная, ветреная. А когда молодые переступили порог церкви, оркестр грянул что-то невообразимое. Невеста пошутила:
Боже! Ну и музыка! Только нечистую силу отпугивать!
Жених отругал себя: «какой же я осел, для собственной свадьбы не додумался музыку сочинить».
Но я ее обязательно напишу, — поклялся он своей Сесилии.
Кумиром Феликса Мендельсона в детстве был Шекспир, и именно музыка к его комедии «Сон в летнюю ночь» прославила композитора. В ней же прозвучал и знаменитый свадебный марш. Правда, задумывался он как шутка, пародия: в спектакле под его звуки заколдованная королева Титания и Осел заключали брак, за что и назвали тогда эту мелодию «Ослиная свадьба». Случилось это в 1843 году в Потсдаме (Германия).
Музыка для принцессы
А в Англии судьба великолепного марша сложилась совсем иначе. В Лондоне Мендельсон исполнил свое произведение на органе в церкви Святой Анны. Зрители были в восторге. Но настоящую популярность «Свадебный марш» обрел в 1858 году — после того как прозвучал на церемонии бракосочетания принцессы Виктории Аделаиды, старшей дочери английской королевы Виктории, и кронпринца Фридриха Вильгельма.
Принцесса Виктория еще в детском возрасте познакомилась со знаменитым композитором: Феликс Мендельсон во время гастролей по Англии в мае 1847 года был приглашен в королевский дворец, и играл свои произведения специально для королевской семьи, в том числе и для 7-летней принцессы.
Однако кронпринц Фридрих Вильгельм был поклонником другого немецкого композитора, Рихарда Вагнера, и настаивал на том, чтобы во время свадьбы звучал «Свадебный хор» — фрагмент из оперы Вагнера «Лоэнгрин», премьера которой состоялась в 1850 году.
В результате жених и невеста нашли компромиссное решение, и во время бракосочетания принцессы Виктории и кронпринца Фридриха Вильгельма 25 января 1858 года прозвучали оба произведения — «Свадебный хор» Вагнера играли, когда жених и невеста входили в церковь, а «Свадебный марш» Мендельсона — когда они выходили оттуда, уже став мужем и женой.
Под влиянием этой исторической свадьбы исполнение во время бракосочетаний специальной свадебной музыки стало общепринятым.
Соперничество с Вагнером
Немецкий композитор Роберт Шуман называл Мендельсона «Моцартом XIX века». А, как известно, у каждого Моцарта бывает свой Сальери. Для Мендельсона им оказался Рихард Вагнер. В своей статье «Еврейство в музыке» он ополчился на более удачливого конкурента, назвав его музыку «слабеньким дребезжанием без всякой глубины», в чем виновата, естественно, его национальность (Мендельсон — немецкий композитор еврейского происхождения).
За честь собрата по цеху вступился Петр Чайковский. А потом и само время расставило точки над «i»: свадебный марш Мендельсона знают во всем мире, а вот «Свадебный хор» слушают лишь поклонники творчества Вагнера.
Почему в СССР выбрали Мендельсона?
Использовать на советских церемониях бракосочетания «Свадебный хор» Рихарда Вагнера было невозможно по идеологическим соображениям, так как Вагнер был любимым композитором Гитлера. По этой причине общепринятой брачной музыкой в Советском Союзе стал «Свадебный марш» Феликса Мендельсона.
Мария Васильева