Параллельно с медреформой, которая стартовала с принятием закона №6327 и предусматривает новые принципы финансирования учреждений медицины, будут происходить изменения в экстренной медицинской помощи (ЭМП). Они анонсируются уже достаточно давно и все это время беспощадно критикуются. Что предлагает Министерство здравоохранения в этой области?
Парамедики приедут не скоро
То, чего все так боятся — замена врачей и фельдшеров на парамедиков, — все же должно произойти. Но парамедики — это не единственные специалисты, которые будут работать в обновленной системе «скорой». В государственный классификатор уже внесены профессии инструктора по догоспитальной помощи, инструктора по первой помощи и экстренного медицинского техника.
В Минздраве уже разработали программу переподготовки фельдшеров и врачей «скорой». Так, обучение парамедиков, ответственных за оценку состояния пациента и обеспечения необходимой помощи на месте происшествия, а также во время транспортировки в больницу, займет 3 года. Заблаговременно менять структуру службы «скорой» не будут — сначала подготовят кадры. Правда, точного срока полного запуска экстренной помощи нового формата пока нет.
Конечно, смена кадров — это не вся реформа. В Министерстве анонсируют также расширение сети подстанций ЭМП, обучение работников полиции, пожарных и спасателей навыкам оказания домедицинской помощи, создание отделений экстренной (неотложной) медицинской помощи в каждой больнице.
«Помощь» без помощи и неэкстренные вызовы
Не все специалисты разделяют оптимистичное мнение Минздрава о реформе и высказывают ряд претензий.
Первая претензия к реформе экстренной помощи — это задачи парамедиков. Они не будут лечить, не будут давать рекомендации, не будут выписывать рецепты, а будут стабилизировать состояние человека для доставки его в больницу. То есть если нынешняя система призвана приблизить высококвалифицированную помощь к пациенту с помощью укомплектованных врачами бригад, то парамедики помощь такого уровня предоставить не смогут.
Вторая претензия — кадровая. В США, чтобы стать парамедиком, медицинское образование не требуется. Там можно прослушать курсы, сдать экзамен — и ты уже парамедик. Украинский Минздрав планирует переучивать уже существующих в системе «скорой» медиков и называет это повышением квалификации. Вопрос спорный, ведь врач должен иметь всесторонние медицинские знания, в отличие от парамедика. Врачи к таким переменам относятся негативно.
Третья претензия — инфраструктурная. Качество дорог, пробки, освещение улиц, нумерация домов, неправильно припаркованные авто и заблокированные подъезды — это то, что сводит на нет работу парамедиков, для которых время — это главный ресурс. В министерстве отмечают, что ждать инфраструктурных изменений смысла нет, надо уже сейчас внедрять реформу в тех условиях, которые есть. Поможет в этой ситуации только расширение сети подстанций «скорой» помощи и оснащение машин «скорой» качественным современным оборудованием.
Четвертая претензия — отсев вызовов. В странах, где на «скорой» работают парамедики, существует жесткий отсев вызовов по уровню экстренных. Бригада выезжает к пациенту только в случае, когда его состояние угрожает жизни. В Украине же система «скорой» более лояльна. И если нынешние принципы работы уйдут в прошлое, это станет ударом для большого числа пациентов. Но здесь стоит добавить, что медики «скорой» сами жалуются, что вынуждены тратить время и ресурсы на вызовы, которые не являются экстренными. Пожилые люди вызывают бригаду из-за колебаний давления, молодые родители — из-за кашля у ребенка и тому подобное.
***
Не следует забывать, что множество претензий есть и к существующей системе. «Скорая» приезжает медленно, бригады недоукомплектованы, автомобили не оборудованы. Условия труда на станциях «скорой» довольно сложные, а зарплата оставляет желать лучшего.
Медики тоже ждут изменений, но изменений другого плана: увеличение финансирования ЭМП, нового оборудования, возможности отсеивать неэкстренные вызовы и повышения зарплат. В Минздраве отмечают, что при нынешних бюджетах это невозможно. Даже поддерживать существующую систему — уже непосильная задача. Поэтому надо искать пути оптимизации расходов. И реформа — один из таких способов.
Только факты
Около 9,5 млн. человек в 2016 году вызывали «скорую»,
только 2 млн. из них были госпитализированы.