8 июня Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств», который, по сути, дает старт введению в Украине принципиально новой системы здравоохранения. Правда другой медицинский законопроект, который как раз прописывает финансовый аспект реформы, — №6329 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» — депутаты отклонили. До конца нынешней сессии Верховной Рады остался месяц. Чтобы реальные изменения в медицинской сфере начались уже с 1 января 2018 года, за время сессии народные депутаты должны принять финансовый законопроект, а законопроект №6327 должен пройти второе чтение. Эксперты уверены, что они будут приняты. Чего ждать украинцам от судьбоносного решения?
Какие будут изменения?
Реформа здравоохранения — это многолетние системные изменения не только в сфере медицины, но также в сфере образования, финансов, инфраструктуры, администрирования, сбора, учета и анализа данных о здоровье граждан. Ориентировочно, только через три года здравоохранение должно начать работать так, как это прописано в рассматриваемых сейчас законопроектах. Как уже сообщалось, первый этапе реформы предполагает три больших нововведения:
- Появится гарантированный пакет бесплатной помощи, в который войдут неотложная и паллиативная помощь, первичная медицина (семейный врач, терапевт) и реанимация.
- При лечении врачи будут опираться на международные стандарты и протоколы лечения — это стандартизированный перечень услуг (для каждого конкретного случая) и препаратов (при каждой конкретной болезни).
- В медицинском обслуживании будет внедряться принцип «деньги идут за пациентом», когда человек сам выбирает семейного врача исходя из собственных предпочтений и подписывает с ним декларацию на обслуживание. Врач же получает деньги не за содержание койко-места в лечебном учреждении, а за предоставление услуг пациенту. Чем больше пациентов, тем больше денег (ориентировочно 210 гривен за одного человека в год).
Особенность реформы состоит в том, что она будет распространяться на учреждения всех форм собственности (государственные больницы и частные клиники), а также на врачей, которые ведут частную практику. Всеми деньгами, которые будут составлять бюджет здравоохранения, будет распоряжаться Национальная служба здоровья Украины. Она пока не создана, но ожидается, что ее работа будет строиться по примеру аналогичных структур в Великобритании, Франции и скандинавских странах. Этот орган, в частности, будет устанавливать тарифы на медицинские услуги и заказывать их у врачей и больниц. Правда расчеты стоимости этих самых услуг пока не обнародованы. Их обещают представить общественности осенью.
Все своим чередом
Не стоит бояться того, что во время вашего следующего похода в больницу вам выпишут внушительный счет за предоставленные вам медицинские услуги. В Минздраве поясняют, что первые два года реформирования для пациента пройдут практически неощутимо. Единственное, с чем всем нам предстоит столкнуться уже в 2017 году – это подписание декларации с семейным врачом.
В 2018 году еще не будет официально платных услуг и тех, которые будут оплачиваться частично (на условиях совместной оплаты – сооплаты – с государством или местными бюджетами).
Первые варианты сооплаты планируют внедрить только в 2019 году. То есть остальные уровни медицины пока будут финансироваться как раньше. Но в дальнейшем ежегодно суммы госфинансирования будут перенаправляться на первичное звено и различные медицинские программы (например, субсидирование – помощи в оплате дорогостоящих медицинских услуг для уязвимых категорий населения). Однако даже после внедрения реформы на всех уровнях здравоохранения и запуска механизмов полной оплаты и сооплаты, пациентам все равно не придется платить в больницах за все.
По словам заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка, из своего кармана украинцам придется оплачивать лишь 26% всех медицинских услуг и лекарственных препаратов. Еще 15% будут предоставляться на условиях сооплаты. В целом это даже меньше, чем сегодня приходится платить пациентам украинских больниц. Только по ориентровочным подсчетам, около 50% всех оказываемых и задекларированных как бесплатные медуслуг люди оплачивают самостоятельно в полном объеме (здесь же учтена и коррупционная составляющая процесса лечения).
В Минздраве также отмечают, что в связи с прогнозируемым ростом ВВП в ближайшие годы, будет расти и финансирование медицины. Это значит, что число бесплатных медицинских услуг будет пересматриваться в сторону увеличения, также будут расширяться и программы финансовой помощи пациентам.
Что изменится в 2017 году?
Прежде всего, в этом году семейных врачей будут знакомить с новой системой хранения данных о пациентах – электронной. Она будет максимально защищена от незаконных проникновений. А доступ к данным о конкретном человеке будет иметь только он сам и его семейный врач. Кроме того, в обезличенном виде (без указания имени и контактов) данными сможет пользоваться Национальная служба здоровья. Это даст возможность составить полную картину здоровья граждан, следить за динамикой обращений в разных группах, составлять точную и оперативную статистику по разным заболеваниям, регионам и возрастам. К тому же, электронная система позволит пациенту воспользоваться своим медицинскими данными в любом лечебном учреждении страны. Уже не будет нужды, например, пересылать документацию из одного города в другой, если человеку понадобится срочная помощь не по месту его проживания.
Хотя видение реформ медицины у всех разное, все без исключения сходятся во мнении, что систему здравоохранения нужно менять. Если это не сделать сейчас, следующая возможность начать масштабную реформу появится не ранее чем через три-пять лет. К тому времени медицина точно потеряет лучшие кадры и отправит на тот свет немало украинцев.
Кто и почему против реформы?
Противников у законопроектов Минздрава очень много. Причем не только среди депутатов, которые в основном «давят» на непроработанные детали документов и незавидное положение сельской медицины. Против выступают врачи и пациенты. Первые — потому что могут потерять свое место в случае, если не будут пользоваться авторитетом среди пациентов. Вторые — потому что их «больничный путь» станет более регламентирован, а за безответственное отношение к своему здоровью придется «заплатить гривней».
Члены комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения отмечают, что в принятом в первом чтении законопроекте много недоработок (ко второму чтению в него должны внести не менее 70 уточнений – Ред.). Среди ключевых проблем – бесплатное медобслуживание для беременных женщин, детей до 14 лет и малоимущих. Также за счет бюджета должны покрываться расходы на роды и пребывание женщины в роддоме.
Еще один момент, который волнует противников реформы — это сроки компенсации затрат на лечение пациентов. На данный момент не прописаны механизмы оплаты труда медработников. И потому есть вероятность, что врачи и лечебные учреждения будут вынуждены оказывать услуги «в долг» за свой счет, а после этого неизвестно сколько ждать денег «из Киева». В Минздраве говорят, что вскоре этот вопрос будет урегулирован.
Ульяна Супрун, и. о. министр здравоохранения Украины
— За годы независимости был разработан 21 законопроект о медицинском страховании, сменилось более 20 министров, а украинцев стало на 10 миллионов меньше. Это цена, которую общество заплатило за большую ложь о том, что в Украине есть бесплатная медицинская помощь.
А вот претензии по поводу недостаточного финансирования здравоохранения на днях парировал в своем докладе министр финансов Украины Александр Данилюк.
– Мы предусмотрели надлежащий объем расходов для крайне важной и ожидаемой реформы медицины. Мы изменили фокус бюджетного финансирования от содержания бюджетных учреждений к финансированию качественных услуг. Хочу всем скептикам сказать, что реформа медицины полностью обеспечена финансовыми ресурсами, – заявил он.
В Минздраве его слова подтвердили конкретными цифрами: в 2018-2020-х годах бюджет гарантированного пакета медуслуг вырастет с 55 до 81,2 млрд. гривен.
И последнее серьезное разногласие между теми, кто реформу поддерживает, и теми, кто ее критикует, – это положение сельской медицины. Считается, что она будет полностью уничтожена, так ка действующие районные больницы окажутся нерентабельными. Однако в министерстве поясняют, что в результате медицинской и административной (децентрализация) реформ в селах окажется больше ресурсов, чтобы открывать и содержать уже существующие фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), а также привлекать для работы в них хороших специалистов. Кроме того, у громад появится дополнительный стимул развивать инфраструктуру, связывающую даже самые отдаленные села с госпитальным центром.
Только факт
136 тысяч украинцев ежегодно умирают по причине недостаточного финансирования здравоохранения, несвоевременной или некачественной медицинской помощи.