Совсем недавно в России завершился суд над украинской летчицей Надеждой Савченко. В то же время, по данным директора департамента политики и коммуникации МИД Украины Алексея Макеева, всего в российских тюрьмах незаконно удерживаются 23 гражданина Украины. Одного из них, крымчанина Александра Кольченко, осужденного вместе с кинорежиссером Олегом Сенцовым, в марте перевели отбывать наказание в исправительную колонию в городе Копейск на Урале.
Активист «Тундра»
«Верните Тундру в Крым!» – под таким лозунгом проходят акции солидарности с Кольченко в разных странах мира. Именно под прозвищем «Тундра» Сашу знают в родном Симферополе. Олег Сенцов даже признавался, что узнал настоящее имя и фамилию товарища только после ареста.
Как рассказывает его мать, Лариса Кольченко, Саша со школьных лет больше всего любил природу, походы, музыку и друзей.
– Саша не задумываясь, отдаст вам куртку зимой. Он всегда делился тем, что у него было, хотя было у него не так уж и много, – рассказывает друг Кольченко, Максим Осадчук.
Учебу на заочном отделении факультета географии Саша оплачивал сам, работая на почте и в полиграфии. А кроме работы и учебы много времени уделял общественной деятельности.
– Сын со школы был правдоискателем. У него за весь Крым болела душа, он участвовал буквально во всем, – говорит мама Саши.
Кольченко присоединился к движению анархистов, помогал бороться за свои права студентам и рабочим «Крымтроллейбуса», был одним из организаторов экологического движения против строительства в Севастополе угольного терминала (благодаря протестам этот опасный для горожан объект так и не был построен). Зимой 2014 года Саша с товарищами охраняли симферопольский Майдан от «титушек», а после того, как в Крыму появились «зеленые человечки», Кольченко стал постоянным участником проукраинских митингов.
Подсудимый Кольченко
В мае 2014 года прямо в центре Симферополя Тундру арестовали сотрудники ФСБ. Вместе с Олегом Сенцовым, Геннадием Афанасьевым и Алексеем Чирнием его обвинили в «терроризме», а также в принадлежности к «Правому сектору». При том, что Саша, убежденный анархист, всегда выступал против радикального национализма.
– Саша потерял немало зубов в драках с правыми радикалами, – говорит Максим Осадчук. – Российское «правосудие» даже не «заморачивается», чтобы состряпать более-менее правдоподобные обвинения.
К слову, руководство «Правого сектора» официально опровергло принадлежность Саши к организации, однако суд отказался принимать этот факт во внимание.
Своей вины Сенцов и Кольченко не признали, назвав судебный процесс политическим. Такого же мнения придерживаются и правозащитники, говорившие о многочисленных нарушениях в ходе процесса. Например, суд отказывался признавать обвиняемых гражданами Украины, не допуская к ним украинских дипломатов и адвокатов.
В августе 2015 года Сенцов был приговорен к 20, а Кольченко к 10 годам колонии строгого режима. Свой 26-й день рождения Саша встретил в российской тюрьме.
Заключенный «Украина»
Письма родственникам и друзьям Саша почти всегда начинает словами «У меня по-прежнему все хорошо». Как рассказывает адвокат Светлана Сидоркина, за решеткой он учит английский язык, читает книжки и письма, которые присылают ему единомышленники со всего мира. Правда, независимый характер дает о себе знать: Саша уже дважды побывал в штрафном изоляторе – за то, что не поздоровался с тюремщиками. Кстати, по словам Сидоркиной, прозвище «Тундра» в тюрьме не прижилось — другие заключенные называют Сашу «Украиной».
«Вернуть Тундру в Крым» требуют не только родственники и активисты, но и МИД Украины, правительства многих европейских стран и Евросоюз. Однако Кремль не спешит реагировать на протесты. А сам Саша, тем временем, скучает по музыке и семье (с мамой они не виделись почти полгода) и искренне верит, что скоро вернется домой.
Контрабандисты в обмен на Савченко?
Сразу после визита в Москву госсекретаря США Джона Керри некоторые российские СМИ распространили информацию о том, что Кремль якобы готов обменять Надежду Савченко, приговоренную в России к 22 годам заключения, на российских граждан, отбывающих наказание в американских тюрьмах. В частности, называются фамилии «оружейного барона», одного из крупнейших в мире нелегальных торговцев оружием Виктора Бута и летчика Константина Ярошенко, которого обвиняют в торговле кокаином.
Впрочем, ни российские, ни американские официальные лица этой информации не подтверждают. А посол США в Украине Джеффри Пайетт вообще назвал такое предложение «просто смешным».
Более вероятным эксперты называют вариант обмена Савченко на сотрудников российского ГРУ Александра Александрова и Евгения Ерофеева, задержанных украинскими военными в Луганской области в мае 2015 года. Впрочем, сама Савченко категорически против любых обменов и заявляет, что не хочет быть товаром в политических торгах.