Безгрешных людей в нашем мире не бывает, утверждают священники – и напоминают о покаянии. Исповедь – добровольное признание перед Богом совершенных грехов – принята во многих религиях мира. Но в разных религиях она проходит по-разному, имеет свои нюансы и правила. Например, если в православии исповедь совершается в тайне, то в некоторых других конфессиях принята публичная форма покаяния.
В православии главное – раскаяться
В православии исповедь играет очень важную роль, здесь принято исповедоваться перед всяким важным делом, будь то венчание или хирургическая операция. А обратиться к священнику за отпущением грехов может любой крещеный человек, признающий основы православия, начиная с 7-летнего возраста. Единственное и непременное условие – человек должен искренне раскаяться в грехах, иначе исповедь не будет иметь смысла.
При совершении этого таинства священник спрашивает имя человека и в чем он хочет повиниться перед Богом. Это самый напряженный момент исповеди, так как перечислить вслух свои грехи не так просто, как может показаться. При необходимости священник назначает епитимью (искупительное обязательство), после чего читает разрешительную молитву. Однако если человек сознательно утаил грехи или не раскаялся, исповедь считается несостоявшейся.
Католики каются инкогнито
В католической религии, в отличие от православия, священник не может видеть того, кто пришел очиститься от грехов. Исповедь обычно проходит в специальной кабинке, называемой исповедальней, или конфессионалом. Кабинка сконструирована особым образом, чтобы священник не мог видеть лица исповедующегося, но прекрасно слышал каждое его слово. По правилам, каждый католик обязан ходить на исповедь хотя бы раз в год, даже если ничего плохого он не совершил.
Для того чтобы католическая исповедь считалась состоявшейся, необходимо соблюдать несколько условий: искреннее раскаяние и исповедь в присутствии священника, а также твердое намерение больше не грешить.
Протестанты рассказывают о провинностях публично
В протестантизме покаяние состоит из двух частей: собственно исповеди и отпущения грехов. При этом в протестантских церквах епитимья не накладывается, так как считается, что прощение грехов дается даром и зависит только от милосердия Бога.
Еще одно отличие этой религии от остальных – во время исповеди не требуется перечисление всех грехов: еще на исходе средневековья богослов и церковный реформатор Мартин Лютер издал документ, согласно которому человек не в состоянии запомнить и перечислить все свои грехи. Кроме того, протестанты могут выбирать форму исповеди – частную или публичную. Частная исповедь по форме напоминает совершаемую в православной и католической церквях и проводится наедине с пастором. А вот публичное покаяние происходит во время богослужения и в некоторых протестантских общинах является обязательным.
Мусульманам запрещено говорить о грехах
Ислам – одна из немногих религий, в которой исповеди не существует. Более того, человек, который совершил грех, если о нем еще никто не знает, обязан держать его в тайне. Таким образом, об этом грехе будут знать только двое – Создатель и грешник.
В исламе посредник при покаянии не нужен, так как считается, что никто не в состоянии помочь человеку искренне раскаяться и просить прощения. По мусульманским канонам, если человек искренен в своем стремлении искупить вину, Бог как бы стирает этот грех, будто его и не было. Однако рассказывать кому бы то ни было о том, в чем согрешил, категорически нельзя. Как считают мусульмане, в этом заключена большая мудрость. Ведь, рассказав о себе что-то плохое, человек может лишиться уважения окружающих, а это не поможет ему исправиться. То мужество, которое требуется, чтобы рассказать о плохом поступке, лучше направить на борьбу со своими недостатками. В исламе есть только одно исключение из этого правила – если грех был совершен прилюдно, то и покаяние должно быть публичным.
У иудеев самая короткая исповедь
У иудеев покаяние носит название «виддуй», и по закону исповедоваться и раскаиваться необходимо в каждом грехе. Однако формула исповеди, сложившаяся еще в древние времена, была чрезвычайно краткой и общей. Она состояла всего из двух предложений. В первом перечислялись три основных разновидности грехов: извращение закона, преступление и прегрешение. Во втором – первосвященник просил Бога простить человека за эти грехи.