Вопрос читателя: «Насколько мне известно, запрет на христианское погребение и поминовение самоубийц связано с невозможностью принести покаяние за совершенный грех. Смертный грех отторгает человека от Церкви, и следовательно, до покаяния грешник пребывает вне Церкви. Этим же объясняется практика не отпевать погибших на различных игрищах, в пьянстве, в разбое.
Насколько логична нынешняя практика лишения христианского погребения самоубийц, если при этом мы отпеваем всех подряд кающихся и некающихся, верующих и неверующих? Или теперь смертные грехи уже не разделяют человека с Церковью?»
Отвечает протоиерей Константин Островский:
— Церковное правило не отпевать самоубийц и других людей, явно и до последнего момента отвергавших Церковь, не следует считать карой за особую тяжесть греха. Если бы таким людям отпевание было полезно, то, конечно, их нужно было бы отпевать.
Но подумайте: если человек при жизни решительно отрицает Православную веру, до последнего дня отказывается от покаяния и причащения Святых Христовых Тайн и в таком состоянии умирает, то не будет ли жестоким насилием над его душой совершение церковного чина отпевания? Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагается быть с Богом (и у каждого такое расположение — в своей мере). А кто-то располагается не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее). Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога: «Со святыми упокой», мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания.
Как это может быть?
А вот представьте, что в храме идет Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к Богослужению не лежит, он рвется на улицу, пусть даже там, на улице будет ветер и снег, а в храме тепло и светло. Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма?
Царство Небесное — это Храм Божий, в котором вечно идет торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного — тьма кромешная. Но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму.
Знал я одну семью много лет назад, несколько братьев и сестер, крещеных в детстве еще до революции. Все — верующие, а одна сестра — рьяная атеистка. Даже говорила, чтобы ее рядом с верующими родственниками не хоронили.
Перед смертью она долго болела, дочь предлагала пригласить священника, чтобы исповедаться и причаститься хотя бы перед смертью. Она твердо отказалась и попросила положить ей в гроб под подушку партбилет. Так и сделали. А отпевать и поминать в Церкви не стали, хотя среди знакомых были и вполне церковные люди. Потому что духовное насилие не свойственно Православному христианству.
Церковное поминовение на Литургии, на молебне, на панихиде — это внутренняя жизнь Тела Христова, и участвовать в жизни этого Богочеловеческого организма могут только члены Церкви. Но это отнюдь не означает, что православному христианину нельзя лично молиться Богу о своих близких, живых и усопших, даже если они вне Церкви.
О живых молимся, чтобы Господь призвал их к покаянию, даровал им истинную веру, соединил их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви. Об умерших вне Церкви молимся, чтобы Господь, сколько возможно, облегчил их вечную участь.
К СВЕДЕНИЮ. В Великом посту установлены три поминальные субботы. В этом году — 30 марта, 6 и 13 апреля.