А начинается музей с веранды, где размещена коллекция из кирпичей разных размеров и окраса. Особенность ее в том, что каждый кирпич помечен клеймом с одесским адресатом производства. Они подтверждают, что наряду со строительством из ракушняка в далеком прошлом в Южной Пальмире возводились дома из дорогостоящего в ту пору кирпича местного окала. Они украшают город и доныне. К слову, Александр Фридман содействовал изданию «Очерка истории кирпичного производства в Одессе ХІХ — начала ХХ веков», написанного Станиславом Кинкой с использованием экспозиции музея, а также выходу в свет и других книг об архитектурной истории Одессы.
В просторной комнате на стеллажах выставлена часть собранных Александром Соломоновичем за эти годы экспонатов. Он с увлечением рассказывает мне о них, подчеркивая, что таких приобретений не имеют другие музеи.
К примеру, экспозиция «Дореволюционные аптеки Одессы» насчитывает около тысячи различного вида пузырьков, бутылочек, баночек и других емкостей для хранения лекарств, коим по сто и более лет. Они найдены в Одессе, в том числе и при раскопках. На одном из пузырьков витиеватой формы значится дата 1900 и по стеклу стеклом же выгравировано: «Менадийская чудодейственная эссенция «Альтона». Когда-то он был наполнен этим, считавшимся приворотным, зельем, стоившим немалых денег.
— Александр Соломонович, а какой экспонат для вас самый-самый?
— Все они самые-самые. Например, вот этот, — отвечает он и показывает осколок от блюда.
На мое удивление, дает пояснение:
— Читайте — Фанкони. И это не подделка. Я не антиквар, а историк и изучаю прошлое только по достоверным фактам, а не с чужих слов. Об этом говорю и туристам, а их побывало тут тысячи.
А мне невольно вспомнилось прочитанное о знаменитой кондитерской «Фанкони», первой в керосино-ламповой Одессе, озарившейся электрическим светом и считавшейся штабом рецидивистов во главе с Мишкой Япончиком. Подумалось, что, может быть, именно из этого блюда едал одесские лакомства кто-то из знаменитых писателей, художников, которые любили посещать эту кондитерскую.
Не подделкой оказались гармонь, изготовленная в мастерской одессита И.Т. Неженцева, и настенные часы с табличкой: «Иосифъ Баржанский. Одесса, часы, золото и бриллианты (фабрика, магазин и мастерск.). Дерибасовская, 31». Как и все, до последнего, экспонаты.
Насмотревшись и наслушавшись гостеприимного хозяина, сказал ему:
— Великий испанский художник Пабло Пикассо заявил как-то: «Дайте мне музей и я его заполню». А вы сами создали свое детище. Кто-то помогал?
— Я всегда рассчитывал и рассчитываю на собственные силы.
— И сколько уже отстучали вам часы Времени?
Он ответил по-одесски:
— 1950. А дальше сами посчитаете.
— А с чего началась ваша музейная эпопея?
— В пятом классе учительница повела нас в Археологический музей. Тогда все и началось. Удалось побывать и в археологических экспедициях. Землекопом был.
— Какие планы на будущее?
— Трудиться. Не диванничать. Было бы, конечно, хорошо, если бы в Одессе построили дом для размещения в нем таких музеев, как мой, любительских, но не менее ценных, чем, так сказать, лицензированные. И на том условии, что в определенное время их экспозиции будут переданы в общественную собственность.
А то мы ютимся, кто как может. Хотя музеи не случайно называют консервами времени.
— Согласен с вами, Александр Соломонович. Не зря же знаменитый австрийский актер и режиссер Кристоф Вальц взывает к землянам: «Читайте, ходите в музеи, слушайте оперу… Только ради Бога, не изучайте жизнь по фильмам, телевизору и Интернету». Скажите, вы очень любите Одессу?
— Я же родился и вырос в Одессе. И горжусь, что к ней, нашей маме, имеют отношение многие известные люди, добрые делах которых прославляет и мой музей. Две моих сестры живут сейчас в Америке. Зовут к себе от разрывов ракет и шахедов. Но я не поеду.
— Почему?
Александр Соломонович улыбается и говорит:
— В Америке есть все. И колбасы много. Но там нет Одессы.
Я попросил своего визави поделиться с читателями газеты советом о том, что нужно делать пожилому человеку, чтобы расти сто лет и без старости.
— Помнить всегда, что жизнь – это своеобразная волшебная игра, в первую очередь с самим собой. Не жаловаться на судьбу, на трудности, а заниматься интересными и полезными для себя делами. Мне пришлось трудиться и электриком, и маляром, и разнорабочим, предпринимательством заниматься. И я убеждался, что на любой дороге набиваешь себе шишки. Но ведь без этого не достигнешь цели. Надо любить людей, которые тебя окружают, и дело, которым занимаешься.
***
После разговора с Александром Фридманом я в который раз убедился, что пожилые люди подобны музеям и надо с ними общаться не ради фасада, а ради сокровищ, которые хранятся в их светлых душах и добрых сердцах.
Виктор Мамонтов
У многих украинцев подоконники украшают фиалки, но не все цветоводы могут похвастаться ярким и пышным…
В понедельник, 25 ноября, под влиянием антициклона по всей территории страны осадков не ожидается. Ночью…
Будут ли геомагнитные волнения в этот день?
Эта неделя обещает быть насыщенной: Марс и Плутон формируют оппозицию, добавляя динамики в развитие мировых…
С начала войны прошло тысячу пять дней. Мы начали вспоминать, с чего все началось.
Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника –…