Статьи

Хобби на пенсии: одессит создал музей у себя дома — второй такой коллекции нет

О чем «расскажут» кирпичи

А начинается музей с веранды, где размещена коллекция из кирпичей разных размеров и окраса. Особенность ее в том, что каждый кирпич помечен клеймом с одесским адресатом производства. Они подтверждают, что наряду со строительством из ракушняка в далеком прошлом в Южной Пальмире возводились дома из дорогостоящего в ту пору кирпича местного окала. Они украшают город и доныне. К слову, Александр Фридман содействовал изданию «Очерка истории кирпичного производства в Одессе ХІХ — начала ХХ веков», написанного Станиславом Кинкой с использованием экспозиции музея, а также выходу в свет и других книг об архитектурной истории Одессы.

«Я не антиквар, а историк»

В просторной комнате на стеллажах выставлена часть собранных Александром Соломоновичем за эти годы экспонатов. Он с увлечением рассказывает мне о них, подчеркивая, что таких приобретений не имеют другие музеи.

К примеру, экспозиция «Дореволюционные аптеки Одессы» насчитывает около тысячи различного вида пузырьков, бутылочек, баночек и других емкостей для хранения лекарств, коим по сто и более лет. Они найдены в Одессе, в том числе и при раскопках. На одном из пузырьков витиеватой формы значится дата 1900 и по стеклу стеклом же выгравировано: «Менадийская чудодейственная эссенция «Альтона». Когда-то он был наполнен этим, считавшимся приворотным, зельем, стоившим немалых денег.

— Александр Соломонович, а какой экспонат для вас самый-самый?

— Все они самые-самые. Например, вот этот, — отвечает он и показывает осколок от блюда.

На мое удивление, дает пояснение:

— Читайте — Фанкони. И это не подделка. Я не антиквар, а историк и изучаю прошлое только по достоверным фактам, а не с чужих слов. Об этом говорю и туристам, а их побывало тут тысячи.

А мне невольно вспомнилось прочитанное о знаменитой кондитерской «Фанкони», первой в керосино-ламповой Одессе, озарившейся электрическим светом и считавшейся штабом рецидивистов во главе с Мишкой Япончиком. Подумалось, что, может быть, именно из этого блюда едал одесские лакомства кто-то из знаменитых писателей, художников, которые любили посещать эту кондитерскую.

Не подделкой оказались гармонь, изготовленная в мастерской одессита И.Т. Неженцева, и настенные часы с табличкой: «Иосифъ Баржанский. Одесса, часы, золото и бриллианты (фабрика, магазин и мастерск.). Дерибасовская, 31». Как и все, до последнего, экспонаты.

Началось все с археологического музея

Насмотревшись и наслушавшись гостеприимного хозяина, сказал ему:

— Великий испанский художник Пабло Пикассо заявил как-то: «Дайте мне музей и я его заполню». А вы сами создали свое детище. Кто-то помогал?

— Я всегда рассчитывал и рассчитываю на собственные силы.

— И сколько уже отстучали вам часы Времени?

Он ответил по-одесски:

— 1950. А дальше сами посчитаете.

— А с чего началась ваша музейная эпопея?

— В пятом классе учительница повела нас в Археологический музей. Тогда все и началось. Удалось побывать и в археологических экспедициях. Землекопом был.

— Какие планы на будущее?

— Трудиться. Не диванничать. Было бы, конечно, хорошо, если бы в Одессе построили дом для размещения в нем таких музеев, как мой, любительских, но не менее ценных, чем, так сказать, лицензированные. И на том условии, что в определенное время их экспозиции будут переданы в общественную собственность.

А то мы ютимся, кто как может. Хотя музеи не случайно называют консервами времени.

«В Америке есть все. Но там нет Одессы»

Согласен с вами, Александр Соломонович. Не зря же знаменитый австрийский актер и режиссер Кристоф Вальц взывает к землянам: «Читайте, ходите в музеи, слушайте оперу… Только ради Бога, не изучайте жизнь по фильмам, телевизору и Интернету». Скажите, вы очень любите Одессу?

— Я же родился и вырос в Одессе. И горжусь, что к ней, нашей маме, имеют отношение многие известные люди, добрые делах которых прославляет и мой музей. Две моих сестры живут сейчас в Америке. Зовут к себе от разрывов ракет и шахедов. Но я не поеду.

— Почему?

Александр Соломонович улыбается и говорит:

— В Америке есть все. И колбасы много. Но там нет Одессы.

Расти сто лет и без старости

Я попросил своего визави поделиться с читателями газеты советом о том, что нужно делать пожилому человеку, чтобы расти сто лет и без старости.

— Помнить всегда, что жизнь – это своеобразная волшебная игра, в первую очередь с самим собой. Не жаловаться на судьбу, на трудности, а заниматься интересными и полезными для себя делами. Мне пришлось трудиться и электриком, и маляром, и разнорабочим, предпринимательством заниматься. И я убеждался, что на любой дороге набиваешь себе шишки. Но ведь без этого не достигнешь цели. Надо любить людей, которые тебя окружают, и дело, которым занимаешься.

***

После разговора с Александром Фридманом я в который раз убедился, что пожилые люди подобны музеям и надо с ними общаться не ради фасада, а ради сокровищ, которые хранятся в их светлых душах и добрых сердцах.

Виктор Мамонтов

Новое на сайте

  • Новости

Фиалка будет цвести шапками в любое время года – вот что прикапывают в горшок опытные цветоводы

У многих украинцев подоконники украшают фиалки, но не все цветоводы могут похвастаться ярким и пышным…

24/11/2024 22:54
  • Новости

Погода в Украине на понедельник, 25 ноября

В понедельник, 25 ноября, под влиянием антициклона по всей территории страны осадков не ожидается. Ночью…

24/11/2024 21:59
  • Новости

Магнитные бури на понедельник, 25 ноября 2024 года

Будут ли геомагнитные волнения в этот день?

24/11/2024 20:51
  • Новости

Гороскоп на неделю с 25 ноября по 1 декабря

Эта неделя обещает быть насыщенной: Марс и Плутон формируют оппозицию, добавляя динамики в развитие мировых…

24/11/2024 19:46
  • Статьи

Наша история: как и почему началась война (окончание)

С начала войны прошло тысячу пять дней. Мы начали вспоминать, с чего все началось.

24/11/2024 18:45
  • Статьи

Время Рождественского поста: что можно и что нельзя делать в эти дни

Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника –…

24/11/2024 17:24