No menu items!
Суббота, 23 ноября, 2024
ГлавнаяРазноеКак реформа изменила жизнь простых поляков

Как реформа изменила жизнь простых поляков

Административная реформа Польши удалась, — говорят в Евросоюзе и предлагают украинцам перенимать польский опыт. Чтобы понять, как поляки организовали свое самоуправление, Агентство международного развития USAID и польский фонд Международной Солидарности предоставили украинским журналистам возможность увидеть польскую административную систему сверху донизу — начиная от Сената (верхней палаты польского парламента) и заканчивая городами, селами, в которых люди […]

Административная реформа Польши удалась, — говорят в Евросоюзе и предлагают украинцам перенимать польский опыт. Чтобы понять, как поляки организовали свое самоуправление, Агентство международного развития USAID и польский фонд Международной Солидарности предоставили украинским журналистам возможность увидеть польскую административную систему сверху донизу — начиная от Сената (верхней палаты польского парламента) и заканчивая городами, селами, в которых люди сами управляют местными бюджетами.

Кто за что отвечает?

К вступлению в Евросоюз Польша шла десять лет, за эти года приведя систему государственного управления к европейским стандартам. Начав реформирование в 1989 году, когда к власти в стране пришла партия Солидарности, и был взят курс на европейский путь развития, Польша методом проб и ошибок создала свою эффективную систему.

— Первое, что мы сделали, приняли экономические законы и провели административную реформу, — рассказал спикер Сената Польши Богдан Борусевич. — Экономические законы позволили создать эффективную рыночную экономику. Административная реформа дала возможность создать модель менеджерского управления.

Местное самоуправление в Польше основывается на том, что люди сами решают, что им нужно. А их решения контролирует Закон. Польша разделена на 16 воеводств (областей), 379 повятов (районов) и 2478 гмин (громад). Все эти уровни независимы друг от друга финансово и действуют на принципах субсидиарности* и гарантированных доходов.

— За определенную задачу отвечает только гмина, только повят, только воеводство, — объясняет нам шеф канцелярии Сеймику Варминско-Мазурского воеводства Виктор Марк Лейк. — Задача должна быть выполнена на том уровне самоуправления который самый близкий к жителям. Так гмины отвечают за начальную школу, поликлиники и местные дороги. Повяты ответственны за гимназии и вузы, больницы, дороги между городами и селами. А уже воеводства обеспечивают функционирование национальных вузов, магистралей государственного значения и спецбольниц. Большая часть задач приходится на гмину. Ее власти не подчиняются повяту и воеводству и имеют собственный бюджет. Центральная власть не может вмешиваться в действия муниципальной.

Управление по-европейски

Как действует эта система, мы увидели на примере гмины Конопница, в которую вошли несколько сел, где проживает 12 тысяч человек. В бюджет гмины поступает 39% налогов физлиц и 7% налогов юрлиц. А также 100% налога на недвижимость. Кроме того, государство на каждого ученика в школе выделяет средства. Бюджет гмины составляет около 32 миллионов злотых (8 млн. евро).

Мирослав Жидек уже три каденции избирается войтом — председателем. Ранее он работал юристом в страховой компании, потом был депутатом. За время его правления гминой был осуществлен ряд проектов благоустройства. В село привлечены десятки проектов, которые финансируются Евросоюзом.

— Главная задача гмины — обеспечить условия для жизни, предпринимательства и развития. Тут нужно чутье и понимание того, что нужно людям, — объясняет успешность работы гмины Мирослав. — Наши предприниматели имеют возможность создавать свой бизнес. И мы поддерживаем их. Например, несколько лет назад красная смородина в Польше не пользовалась спросом. Никто ее не хотел собирать. Наш предприниматель организовал переработку. Сок стали поставлять в Европу и теперь наша смородина востребована везде.

Таких примеров немало. Граждане Конопницы являются хозяевами своей земли, устраивая свою жизнь, как считают нужным. Жители создают добровольные пожарные дружины, обеспечивая безопасность сел. А год назад, после того как молодежь собрала подписи о строительстве гминой скайпарка, на собрании жителей было решено вместо парковки создать центр развития. Так в селе появились стадион и центр творческой деятельности, где люди имеют возможность заниматься в кружках народных ремесел и проявлять свои таланты в собственном театре теней.

Реализовывать многие проекты помогает Евросоюз. Так сейчас в гмине Конопница осуществляется проект установки солнечных батарей в 850 домах, который на 85% финансируется из европейского фонда. Остальную стоимость оплачивают владелец дома (14%) и гмина (1%).

Помощь Евросоюза и общественные инициативы

На примере Польши мы видим, как с помощью эффективного управления можно значительно повысить уровень жизни.

— Но для этого в первую очередь нужен закон о самоуправлении, — подчеркивает шеф канцелярии Сеймику Варминско-Мазурского воеводства Виктор Марк Лейк. — В Украине должны пройти выборы глав городских и сельских органов самоуправления. И важно обязательно дать финансовый инструмент, оставить в местном бюджете часть налогов, как средство для развития.

Результаты админреформы и грамотного хозяйствования мы увидели в Люблинском повяте (районе). Тут построены новые дороги, обновлен троллейбусный парк, увеличилось количество предпринимателей. Из убыточного повята, он превратился в процветающий.

Основа философии Евросоюза состоит в развитии регионов, а не страны в целом. Проекты ЕС направлены на выравнивание уровня территорий, — объясняет председатель Правления Польского Фонда Менеджерских инициатив города Люблин Павел Прокоп. — А наша задача реализовывать эти проекты, благодаря которым мы улучшаем условия жизни, создаем прибыльное производство и модернизируем сельское хозяйство.

Но для этого еще нужна инициатива общества. В мэрии Варшавы нам показали, как организуют работу с населением. Войдя в учреждение, трудно поверить, что это — мэрия: в коридорах стоят велосипеды, на которых чиновники приехали на работу, а все кабинеты больше похожи на школьные классы со столами и интерактивными досками. В них проводятся презентации и слушания по проектам.

— По всем проектам у нас проводятся консультации с жителями города, — объяснила директор Центра социальной коммуникации мэрии Варшавы Урсула Маевская. — Мы спрашиваем, что они думают о проектах. После этого принимаются решение. В год проводится более 100 консультаций. Диалог с жителями Варшавы проходит на трех уровнях: в мэрии, в медиа-отделе и в пресс-центрах, которые расположены в 18 районах столицы. Каждый может предложить идею благоустройства города, которую мы рассматриваем и выносим на обсуждение. Общественность голосует за тот или иной проект. Так мы отремонтировали все тротуары, сделали дорожку для слепых, поставили новые детские площадки.

Модель административного управления, когда гмины не зависимы от повятов и воеводств, самостоятельно решая как им развиваться, – сегодня наиболее оптимальная для поляков. Ведь они, сами отвечают за уровень своего благосостояния и имеют возможность его улучшить. А органы власти контролируют законность решения гмин. И только в случае нарушений вмешиваются в происходящее и подают в суд. Польские эксперты, демонстрируя свои достижения, сегодня готовы передавать Украине свой опыт в построении системы самоуправления. Но считают, что наша страна должна строить систему, согласно своим реалиям.

Напомним, ранее мы уже рассказывали, как живут поляки после проведенных реформ.

Инна Ищук, специально для газеты «На пенсии»
Украина – Польша – Украина
Фото автора

* Принцип субсидиарности — применительно к государственному устройству означает перераспределение ответственности и полномочий снизу вверх. При этом на вышестоящие уровни управления должны передаются только те функции, которые не могут эффективно выполняться низовыми структурами.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине