Наши люди: 10 фактов из жизни авиаконструктора Олега Антонова — от «кукурузника» до «Руслана»
Под руководством Антонова были разработаны уникальные самолеты, например, Ан-124 «Руслан». На самолетах, разработанных Антоновым, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.
В детстве Олег Антонов даже не думал о том, чтобы конструировать самолеты, он хотел на них летать. Уже будучи известным авиаконструктором, Антонов признавался: «Мне в жизни не повезло: я хотел стать летчиком, а стал конструктором».
«Летающий танк» А-40 или, как его еще называли, гибрид планера и танка, стал одной из самых смелых разработок Антонова. Построен был А-40 в единственном экземпляре и в 1942 году совершил свой первый и последний полет. Кстати, на спортивном планере, сконструированном Антоновым, был установлен международный рекорд по дальности полета на планере — около 750 километров.
Самолет Антонова АН-2, или «Аннушка», — самый большой биплан в мире, который до сих пор используют для полетов. Первые испытания он прошел в 1947 году. Почти 80 лет жизни — это рекорд долголетия для летательного аппарата, которым не может похвастать ни одна марка самолетов в мире.
Последним самолетом, работой над которым руководил Антонов, стал знаменитый Ан-124 «Руслан» — крупнейший в мире тяжелый транспортный самолет.
По классификации НАТО ему было присвоено кодовое название «Кондор». Позже на его базе был создан крупнейший и единственный самолет в мире Ан-225 «Мрія».
Антонов с детства увлекался рисованием. Сначала это были обычные эскизы самолетов и авиационные карикатуры, но постепенно он стал серьезно заниматься живописью и за свою жизнь создал более 60 работ — пейзажей и натюрмортов. Он нередко повторял: «Если бы я не стал конструктором, стал бы художником».
Две первые буквы своей фамилии – Ан – Антонов запечатлел не только в каждой модели сконструированного им самолета, но и в именах своих детей — Анна, Андрей, Ролан, Елена.
Валентина Попелюх, жена украинского поэта Василя Стуса, работала в конструкторском бюро Антонова. После ареста Стуса у Антонова потребовали уволить ее, но он этого не сделал.
В ноябре 1965 года Антонов стал одним из тех, кто подписал открытое письмо с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции УССР и дискриминации украинской литературы.
Антонов много лет боролся за восстановление памяти ученого, изобретателя и авиаконструктора Игоря Сикорского, помогал поэту Василю Стусу, выступал в защиту Лины Костенко.
В 1999 году в Международном аэрокосмическом зале славы Аэрокосмического музея в американском городке Сан-Диего (Калифорния) открылась постоянная персональная экспозиция украинского авиаконструктора Олега Антонова. Такое решение было принято международными авиационными экспертами.