Там вы за бесплатно получите такие сеансы стрессотерапии, которые придадут сил для противостояния тревогам и поддержат интерес к жизни.
«А вам шото спросить или шото предложить?»
Лично я, чтобы не падать духом, частенько посещаю одесский «Привоз». Ну, где еще, скажите, можно так удачно сторговаться, как в «Чреве Одессы»? И где еще вас могут назвать заинькой, любонькой, рыбонькой, мущинкой даже, если вы и не делаете покупку, а лишь присматриваетесь к холоймысу (товару). К вам обратятся с подчеркнутой вежливостью: «А вам шото спросить или шото предложить?» И не ограничат во времени на подумать. И с ласковым подтекстом назовут вас молодым человеком, хотя явно видно, что вам уже за семьдесят. А где еще вам дадут на «поход» пупырчатый огурчик, луковицу в семи одежках, серебристую тюлечку — только что из моря, шоб вы еще не раз приходили. А если огорчите чем-то продавца, то можете услышать беззлобное напутствие: «Будете в Одессе, проходите мимо».
А как во Львове?
Летом пришлось побывать во Львове. И там, на «Винницком» базаре, слышу: «Подходите. Дешево и с походом». Глазастая, черноволосая молодица в роскошной вышиванке торгует яблоками. Спрашиваю: «Вы бывали в Одессе?». В ответ: «И не раз. А что?». «Так «поход» — чисто одесское изобретение для приманки покупателя. И вы используете его». «Так. На «Привозе» узнала. И помогает».
Вот так вот. Бывая на базаре, прислушиваясь и приглядываясь ко всему и всем, можно почерпнуть немало полезного.
Война наложила свой отпечаток
Пожилая женщина продает «закрутки» в поллитровых и литровых банках: помидора, огурец, перец, кабачок. На картоне написано: «И для жрачки, и для сбива шахеда, барактара и вертолета». Такое вот эхо от киевской героической бабули.
Неспешно двигаясь по шумному, галдящему «Чреву Одессы», услышал диалоги на военную тематику.
Упитанная, щекастая молодуха с копной глянцевитых черных волос говорит худенькой голубоглазой блондинке: «Как только завоет эта сирена, волосы ерошатся». «А у меня ни одна мурашка на коже не выскакивает. Даже когда бахает. Нас, некрашеных блондинок, кремлевский карлик не запугает, соль ему в глаза и говно в карманы». И я невольно вспомнил из Джейсона Стэтхэма: «Не спешите вытаскивать людей из дерьма. Возможно, это их естественная среда обитания».
Беседуют два пожилых одессита, этак доверительно, как можно пооткровенничать только на базаре. Один говорит: «Жили бы все по одних правилах, меньше бы напруги было. И по тылам, и на фронте. А то ж у нас как? Одним нельзя, а другим льзя». Второй, чмокнув мясистыми губами, отвечает: «Я, как недостаток советского воспитания, усек, что седня (с одесского «сегодня») для всех правило двух стен самое главное».
Записав эту мудрость в блокнот, направился в «молочку».
Антистрессовый багаж
Тут встретил знакомую. Только заговорили, подчапывает тяжело дышащая тяжеловесных габаритов дама. И громкоголосо обращается ко мне: «Пока ты, зайка, пудришь мозги этому симпатичному созданию, позволь сказать пару слов рыцарю моего сердца из твоего телефону». И мы, усмешливо переглянувшись, услышали: «Гоша, война войной, а ты слушай сюдой. Цены – рехнуться можно. Шоб пока я тут, ты там делай уборку. Селедку не взяла, не тем воняет». И в моей памяти сам собой всплыл давний армейский анекдот. Во время инспекции генерал решил наведаться в солдатскую казарму. Поглядел сюда-туда, втянул воздух носом и говорит старшине: «Чем-то тут у вас воняет». Старшина, лихо щелкнув каблуками, ответил: «Товарищ генерал, до вас не воняло».
Узкоплечий, с видом аскета старичок приценивается к сметане. Молочница, по холеному внешнему виду явно перекупщица, плеснула ему на тыльную сторону ладони чайную ложку своего лучшего на весь «Привоз» холоймыса. Слизав сметану, аскет достал из видавшей виды дерматиновой сумки банку и сказал: «Наливай по самые венца, не скупись». А та засмеялась и говорит: «Мне вчера невестка прочитала из своего хейсбука как Сема доклал Изе, шо он нашел кафэ, где там наливают чай по самые венца. А Изя ответил ему, так это ж шоб некуда было сахар насыпать».
Так вот я и пополнял свой антистрессовый багаж, радуясь оптимизму «привозовцев».
Когда выстаивал очередь за черносливом, услышал: «Вчера мой был на «Привозе». Шутит: я доехал трамваем до базара, а кошелек вышел раньше, скорее всего у вокзала».
Ну и шо тут скажешь, уважаемый читатель? Не зевай, мужик, на то и ярмарка. И вопреки подобным кейсам (с одесского – случаям) ходите чаще на базар, чтобы у вас было все окэй с нервными клетками и состоянием души. Такой мой для вас, уважаемые читатели «На пенсии», бесплатный противострессовый рецепт.
Виктор Мамонтов