Теперь в его объективе – не стройки века и передовики производства, а внуки, дача и любимая жена Наталья Ивановна.
Детская мечта осуществилась
Стать фотографом Витя захотел еще в школе. Пусть не профессионалом, а хотя бы любителем, чтобы иметь возможность запечатлеть яркие мгновения жизни.
— После четвертого класса мама подарила мне фотоаппарат «Любитель», — рассказывает Виктор Грабовский. — Я сам выбрал подарок – не велосипед или самокат, а именно фотоаппарат. Стал снимать одноклассников, друзей. Увлекся. Оказалось, что на всю жизнь.
Но одно дело – детское увлечение, а другое – должность штатного фотокора в престижном СМИ. После школы Виктор четыре года служил на флоте, затем тринадцать лет работал на заводе «Металлоштамп» слесарем-сборщиком и лишь после этого ему наконец удалось устроиться на желанную творческую работу – фотокором «Днепра Вечернего».
Настоящий мастер
Можно только представить, с каким энтузиазмом Виктор окунулся в новую работу. Он быстро осваивал секреты профессионального мастерства.
— Настоящий мастер фотографии тот, кто не только умеет расположить к себе объект съемки, но и вообще способен управлять пространством, — без ложной скромности говорит Виктор Викторович. — Так, чтобы у тебя в кадре шелестели травы и гудели шмели, чтобы улыбались не только люди, но и само небо.
В новой профессии нашему герою нравилось буквально все – и невероятно широкий круг общения, и уважительное отношение окружающих, и возможность попадать на «закрытые» мероприятия и «звездные» тусовки, лично встречаясь с легендами эстрады, кино и спорта.
О бдительных читателях и недовольных героях
Но, разумеется, случались и промашки. Дотошные читатели с удовольствием уличали газету и фотокоров в «искажении фактов».
— Например, когда в газетной полосе появлялась «дырка», туда ставили случайное фото города, — вспоминает фотограф. — И как-то на последнюю полосу попал мой старый снимок местного жилмассива «Солнечный» – приметные четыре высотки на левом берегу Днепра. Но бдительные горожане заметили отсутствие построек, появившихся за последние 2-3 года. И не просто заметили, но и доложили в горком партии. А с партией в то время шутки были плохи.
А однажды Виктору нужно было снять передовую труженицу лакокрасочного завода. Договорился, приехал, а она после ночной смены фотографироваться не захотела – мол, плохо выгляжу. Фотокор предложил поставить ее фото из архива: нашли — дали в газету. А героиня на горкоме пожаловалась: «Вечерка» старые фотографии мои печатает: косынка-то на мне не та!»
Эротика в советской газете
Еще одна «скандальная» история связана с фотографиями в стиле «ню», которые, благодаря инициативе и смелости Виктора Грабовского, в конце 1980-х появились на страницах печатного органа горкома КПСС.
— Хотелось проявить себя, соригинальничать, — вспоминает фотокор «Вечерки». — Сделал несколько довольно откровенных снимков, показал ответственному секретарю газеты, а он говорит: «А что, давай напечатаем! Немного секса газете не помешает». Моделями были знакомые девушки – для целомудрия добавлял в кадр то тень на силуэте, то букет ромашек, прикрывающий пикантные моменты. Ну а партработники на фото в газете отреагировали неоднозначно: Союз ведь тогда еще не распался, а в нем, как известно, секса не было. Помню, на партийном пленуме кто-то возмутился: «Вечерка» печатает порнографию»! Но, к счастью, знатоки ему доказали, что это эротическое фото с эстетической ценностью.
Вместе с женой больше полувека
Конечно, для фотографа важно выбрать спутницу жизни, которая твои интересы разделяет или хотя бы не мешает. И Виктору с женой во всех смыслах повезло, причем встретил он свою судьбу не в заморских краях, а в родной Шляховке – когда-то пригородном поселке, а ныне полноценном микрорайоне Днепра.
— Все получилось, как в песне – мы жили по соседству, встречались просто так, — улыбается Наталья Грабовская. — В 1957-м мои родители купили здесь домик, и мы познакомились. И уже 55 лет я с мужем по-настоящему счастлива (в прошлом году мы отметили изумрудную свадьбу).
Он — жизнелюб, каких мало, все делает с удовольствием и с улыбкой. Как такого не любить? А его страсть к фотографии я хоть стопроцентно не разделяю, но очень уважаю. Понимаю, что фото – его хобби, его жизнь и еще одна любовь, которая помогает ему сохранять оптимизм в наше сумасшедшее время. Кстати, Витя заразил своим увлечением и нашу дочь, Викторию, которая также пошла в журналистику и даже в чем-то переросла отца и теперь дает ему советы.
***
— Конечно, жизнь, как и фотографии, сейчас кардинально изменилась, — признает Виктор Грабовский. – Профессия газетного фотокора давно не востребована – сегодня каждый сам себе фотограф. Но я все равно считаю себя летописцем Днепра, часто публикую свои архивные фото в соцсетях и имею много единомышленников, согласных с тем, что красота старых черно-белых фотографий по-прежнему завораживает.
Ирина Кадченко