Последнее время меня все больше стал мучить вопрос: что доводит людей до такой жизни? Набравшись смелости, я решил пообщаться с некоторыми из них.
(Окончание. Начало — Почему люди роются в мусорных баках? )
Валерий: «Никто меня тут не подгоняет, руководства надо мной нет»
Почти как в детективной истории решил проследить за одной колоритной парочкой. Уже не раз видел их у мусорного контейнера недалеко от своего дома. Мужчина и женщина средних лет «работают» в паре. Не бездомные, но вид немного потрепанный. Вместе несут огромные полиэтиленовые мешки в ближайший пункт приема вторсырья. В основном это пластиковые бутылки. Быстро сдают свой «урожай», получают заработанные деньги и сразу идут в следующий двор.
Методично идут от одного мусорного контейнера к другому. Выхожу на контакт: здороваюсь, представляюсь журналистом, прошу уделить мне 10 минут времени, объясняя свою цель.
Женщина с недовольным видом общаться отказывается и хочет скорее уйти. Но ее спутник наоборот жаждет высказаться о наболевшем. Возможно, он был подшофе, но точно утверждать не берусь. Мужчина рассказал, что у него есть жилье, но работы временно нет.
«Квартира есть, но ее же нужно оплачивать. Мы идем своим путем, мы не воруем. Работу найти, в принципе, можно. Но я увидел, что могу здесь больше заработать. Может быть, я плохо одет? Но не в костюме ж мне по мусоркам лазить? Мне не стыдно. Я приду домой, руки помою, искупаюсь», – рассказывает Валерий.
«Да, ребята работают, но их могут кинуть на зарплату. А я могу то же самое заработать здесь. Обойду район и за день заработаю те же 500 гривень. И никто меня тут не подгоняет, руководства надо мной нет», – констатирует мужчина.
Во время беседы мы не останавливались и в процессе заглянули в еще несколько мусорных баков. Но они были пустыми – мусор недавно вывезли.
Напоследок эта парочка поведала историю про знакомую пенсионерку, которую сами часто встречают возле мусорников. Утверждают, что ее сын разъезжает на дорогой машине, а матери совсем не помогает.
«Почему она должна стоять у мусорки и добывать себе хлеб таким способом, когда у нее сын на крутой тачке?», – вопрошают оба в унисон.
«Каждый хочет заработать, хоть кусок хлеба найти»
Недалеко от места, где я живу, буквально через дорогу друг от друга находится сразу два пункта приема вторсырья: стеклотары, макулатуры, пластика, металла. Возле этих пунктов постоянно есть люди. Значит, спрос есть.
На вопрос, что заставляет людей лазить по мусорникам, работник одного из таких пунктов отвечает: «Нищета. Можете так и написать». Свое имя человек называть не захотел. Он рассказал, что уже сам пенсионер, но вынужден подрабатывать, так как пенсия минимальная – 2093 гривни.
«Зимой только за квартиру приходится отдавать 3 тысячи гривень. До войны я работал водителем. Потом фирма развалилась. Пришлось устроиться сюда», – рассказывает мужчина.
По его словам, приходят к нему разные люди: есть бездомные, которые живут в теплотрассах, а есть и обычные пенсионеры.
«У них есть жилье, а чтоб заплатить за квартиру, денег не хватает. Пенсии маленькие, а цены растут. Из-за этого люди страдают. Ходят по мусоркам, как на работу», – говорит работник пункта приема.
Спрашиваю, сколько можно заработать?
«Есть постоянные клиенты. Кто на что способен, у кого какое здоровье. Есть, к слову, и молодежь. Куда им сейчас пойти работать? Если не бухать, то в день можно 300-400 гривень заработать. Это те, кто приходят по нескольку раз в день», – уверяет мужчина.
На моих глазах в пункт приходит «сдаваться» вполне приличного вида мужчина. Выясняется, что пенсионер перенес два инсульта и операцию на сердце. Денег на лекарства не хватает, вынужден хоть что-то приносить и сдавать, чтоб получить лишнюю копейку.
В соседнем пункте приема работает женщина по имени Оксана. Она переселенка из Луганской области. Повторяет почти те же слова и про контингент, и про нищету.
«Ходят и бездомные, и местные жители. Пенсионеры часто сдают макулатуру, старые книги, газеты – это нужда. Дедушки разбирают на медь старую технику. Больше всего можно заработать именно на меди, она стоит 240 гривень за килограмм. А на бумаге много не заработаешь. На бутылках тоже. Бутылка стоит одну гривню. Вот сегодня человек принес ящик пустых бутылок – заработал всего 25 гривень», – рассказывает женщина.
В день может прийти до 60 человек. Преимущественно это все-таки бездомные. Напарник Оксаны акцентирует внимание на том, что у них нет ни документов, ни работы, ни жилья. Уверяет, что среди бездомных много переселенцев, которые все потеряли из-за войны и не могут найти работу.
«Сейчас с войной бездомных стало больше. Здесь у нас в районе их относительно мало, а на вокзале очень много. Каждый день прибывают новые. Каждый хочет заработать, хоть кусок хлеба найти. Буквально толпами по очереди заглядывают в контейнеры. А еще многие не хотят оформляться на официальную работу, так как боятся, что их мобилизуют», – рассказывает мужчина.
«Сложно сейчас бездомным. Похолодало – подвалы закрыты. Где им быть?», – добавляет Оксана.
Напоследок она рассказывает еще один пример. Часто к ним в пункт приема приходит киевлянка, у которой есть своя четырехкомнатная квартира. По образованию женщина юрист. Но много пьет и зачастую спит где-то замертво под балконами домов. Спрашиваем ее: «Почему так живешь, не найдешь работу»? На это она отвечает: «А мне так нравится».
***
Похоже, что это даже не верхушка айсберга, а лишь ее незначительная часть. Таких историй может быть десятки тысяч по всей стране. А ведь в этой статье речь идет только о спальном районе Киева, который считается более или менее благополучным городом. Да, мы видим примеры того, что некоторые люди сознательно выбирают путь бродяжничества или попадают в алкогольную ловушку. Но все-таки к этому подталкивают жизненные обстоятельства. Вряд ли кто-то из героев этого материала мечтал о такой жизни. Проблема бедности населения и здоровья нации очевидна. Хотя и не для всех.
Теоретически в нашем государстве существует социальная помощь практически на любой случай жизни. Но на практике очень много общественных проблем остаются нерешенными и даже усугубляются.