No menu items!
Понедельник, 11 ноября, 2024
ГлавнаяСтатьиКак Куприн в Одессе пожар тушил

Как Куприн в Одессе пожар тушил

Писатель Александр Куприн очень любил экстремальные приключения, которых в Одессе у него было в избытке: он летал на воздушном шаре, едва не разбился на самолете, погружался в море в водолазном костюме. Кроме того, именно в нашем городе Куприн написал свои самые известные рассказы, многие из которых впервые были опубликованы в газете «Одесские новости».     […]

Писатель Александр Куприн очень любил экстремальные приключения, которых в Одессе у него было в избытке: он летал на воздушном шаре, едва не разбился на самолете, погружался в море в водолазном костюме. Кроме того, именно в нашем городе Куприн написал свои самые известные рассказы, многие из которых впервые были опубликованы в газете «Одесские новости».

   

В борьбе превзошел Поддубного

Впервые Александр Иванович приехал в Одессу в 1898 году и влюбился в нее на всю жизнь. Город полностью соответствовал беспокойному духу писателя: жизнь здесь не замирала ни на минуту и бурлила, словно вода в большом котле. А кроме того, одесситы могли предложить писателю острые ощущения, о которых в столицах и мечтать не приходилось.

Любовь к экстремальным развлечениям у Куприна проснулась еще в юности. Он занимался  вольной борьбой у чемпиона мира Владислава Пытлясинского, который одновременно тренировал и знаменитого Ивана Поддубного. Пытлясинский считал, что Куприн как спортсмен подает больше надежд, чем Поддубный. В Одессе писателя даже приглашали в качестве судьи на международные чемпионаты по французской борьбе, которые проходили в одесском цирке.

Но одного спорта Куприну было мало. Как писателя его интересовала жизнь и работа людей самых опасных  профессий. Он бывал на заводах и в шахтах, выходил в открытое море на рыбацких баркасах, где работал наравне с обычными матросами. В 1902 году Александр Иванович познакомился с начальником одесской пожарной команды. Однажды ночью где-то на Екатерининской загорелся дом. Узнав об этом, беспокойный писатель не пожелал оставаться в стороне, и, нахлобучив медную каску, бросился помогать пожарным. Место происшествия он не покидал до самого утра, пока не погасла последняя искра.

    

Заработал на обед и башмаки

В Одессе Куприн познакомился со многими известными литераторами — Белым, Скитальцем, Чуковским, Чеховым, сдружился с Буниным. В то время в Одессе было создано литературно-артистическое общество, которое одесситы со свойственным им высокомерием прозвали «литературкой». Там собиралась вся одесская богема, и Куприн с Буниным очень хотели туда попасть. Поэт Александр Федоров,  на даче которого в то время жил Куприн, помог писателям с приглашением. Но тут выяснилось, что Куприну идти к литераторам не в чем — нет ботинок. Частые прогулки по одесским склонам сделали свое дело и обувь износилась так, что отвалилась подошва. Пришлось изящно перевязать башмаки веревочками, однако идти в таком виде к одесским литераторам было нельзя. Тогда Бунин предложил Куприну сюжет для рассказа, который затем можно было бы продать, чтобы купить обувь. Так и поступили. Куприн написал рассказ «Ночная смена», но в редакцию газеты идти отказался — стыдно было там появляться в ботинках, которые просят каши. Пока он босой сидел в гостинице, Бунин отнес рассказ в редакцию и получил за него 25 рублей. На эти деньги не только купили ботинки для Куприна, но и умудрились пообедать в ресторане.

   

Во время полета Куприн едва не погиб

В сентябре 1909 года редактор газеты «Одесские новости» предложил Александру Куприну совершить полет на воздушном шаре, которым должен был управлять Сергей Уточкин. В команду добровольных воздухоплавателей вошел еще корреспондент газеты «Русское слово». Все четверо смельчаков имели немалый вес и габариты, а корзина воздушного шара, высотой 90 сантиметров, в диаметре едва превышала полтора метра. В конце концов, кое-как все разместились и аэростат поднялся в воздух. На долю Куприна выпало распутывать веревки, которые путались во время полета. Через полтора часа шар опустился в селе Болгарка, откуда путешественников в город с почетом доставили на автомобилях.

Но полета на аэростате Александру Ивановичу было мало, и через месяц с небольшим он решил попробовать себя в роли водолаза. Ему удалось уговорить начальника Одесского порта, чтобы тот позволил ему спуститься на морское дно с Андреевского мола. На писателя надели шестипудовый (98 кг) водолазный костюм и спустили под воду. Куприн успел только немного пройтись по дну, когда выяснилось, что костюм не полностью герметичен — в него стала просачиваться ледяная вода. И хотя писатель хорошо вымок, он долго, но безуспешно уговаривал работников порта спустить его под воду еще раз. 

После приключений на морском дне Куприн решил воплотить в жизнь свою мечту — научиться летать на аэроплане. В ноябре 1910 года борец и авиатор Иван Заикин предложил писателю место в своем «Фармане» в качестве пассажира. Французский самолет-биплан был такой хрупкий и легкий, что, скорее, напоминал этажерку. Казалось, что Куприн и Заикин, которые вместе весили больше 220 кг, его просто раздавят. Чтобы уменьшить вес, писатель сбросил пальто, надел легкую куртку, предварительно «укутав» тело газетами — для тепла. На обратном пути из-за сильного ветра самолет накренился и его понесло прямо на трибуны. Заикин с Куприным решили, что лучше погибнуть самим, чем погубить тысячи людей. Мотор заглушили и самолет упал в стороне от трибун. К счастью, оба авиатора отделались легким испугом.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине