Два разных человека — два разных мнения. Именно поэтому с необходимостью договариваться и приходить к общему решению приходится сталкиваться очень часто: и на работе, и дома, и даже на улице. Умение идти на компромисс — не признак слабоволия и отсутствия решимости. Наоборот, именно этим путем можно достигнуть лучшего результата.
Учимся договариваться с людьми
Именно компромиссы помогают нам мирно решать многие несогласования в общественной, деловой и личной жизни. Чтобы научиться идти на компромиссы, надо постараться воспитать в себе умение уступать, искать общие точки соприкосновения с партнером, относиться ко многим вещам лояльно. Для этого соблюдайте несколько правил.
Избегайте крайностей. Попав в конфликтную ситуацию, каждый человек ведет себя по разному. Кто-то проявляет агрессию, отстаивая свое мнение, и использует любые методы, чтобы убедить оппонента в собственной правоте. Другие, напротив, соглашаются с противником, чтобы избежать выяснения отношений, и беспрекословно принимают его точку зрения. Искусство компромисса поможет находить «золотую середину» в любой ситуации. Главное — знать, как правильно вести себя.
Воспользуйтесь тайм-аутом. Если вы чересчур напряжены, нервничаете и не готовы к обсуждению проблемы, лучше сделать передышку и перенести переговоры. Даже десять минут отдыха помогут расслабиться и взглянуть на вопрос с другой стороны. Кроме того, у вас появится возможность более четко сформулировать собственную позицию. Подумайте, какие моменты для вас являются существенными, а чем вы можете поступиться. Расставив приоритеты, вы почувствуете себя гораздо спокойнее и сможете контролировать разговор.
Не отвлекайтесь. Помните, что ваша задача — прийти к обоюдовыгодному результату с максимальным учетом собственных интересов. Не стоит пускаться в пространные споры и уж тем более стремиться задеть собеседника. Игнорируйте все провокации со стороны оппонента: разговор на повышенных тонах и выяснение отношений ни к чему не приведут. Зато ваше спокойствие и невозмутимость быстро угасят пыл противника.
Проявляйте гибкость. Внимательно выслушивайте варианты второй стороны и будьте внимательны к аргументам в защиту противоположного мнения. Ищите идеальный вариант и помните, что именно в споре рождается истина. Если есть возможность уступить, отказавшись от второстепенных интересов, сделайте это. А вот упрямо стоять на своем — плохая тактика. Умение видеть скрытые возможности в предложениях противника и переворачивать любые слова в свою пользу позволят выйти из конфликта с достоинством. И не забудьте поблагодарить оппонента после того, как решение будет найдено.
Когда нельзя идти на компромисс?
Очень часто компромисс перерастает в отношения по типу рыночных: ты – мне, я – тебе. Но это не есть компромисс в чистом виде. Компромисс – это способность взаимного отказа от каких-то собственных интересов.
Психологи и филологи нашли тонкую грань между понятиями «уступчивость» и «компромиссность». Уступчивось – черта характера, с эмоциональной окраской слабости. Компромиссность – связана с логикой, разумным подходом к решению проблемы.
Существует категория людей, которая манипулирует собеседниками, прикрываясь компромиссом. Именно поэтому нужно помнить, что есть ситуации, когда уступки могут пойти вам во вред. Важно не перейти грань, разделяющую прогрессивное решение проблемы с переходом к паразитическим отношениям.
Существует ряд ситуаций, когда идти на компромисс не приемлемо:
— оппонент давит на вас в своих интересах, сам на уступки не идет и (или) ведет себя агрессивно (лучшая защита в этом случае – сказать, что ему тоже следовало бы уступить);
— заключение компромисса по этой теме противоречит вашим моральным убеждениям и принципам морали (можно договориться с разумом, но с совестью это невозможно);
— частое использование компромисса может вызвать злоупотребление со стороны оппонента;
— существуют альтернативные варианты урегулирования конфликта, и они более выгодны, чем компромисс (например, если всякий раз при общении с человеком приходится идти с ним на компромисс, то разумнее просто не разговаривать с ним, если это возможно).
***
Если назревает конфликт или спор, постарайтесь подумать о чувствах другого человека, постараться понять его ощущения в той или иной ситуации. Тогда вы поймете, надо ли тут идти на компромисс или нет. То есть действуйте, как в пословице «Поступайте с людьми так – как хотите, чтобы они поступали с вами».
Также не забывайте, что иногда серьезность проблемы зависит от нашего отношения к ней. Часто сами того не видя, мы к вещам, которые не столь и важны, относимся очень серьезно, тем самым зря тратя силы на разрешение конфликтов. А между тем было бы проще уступить и забыть об этом. Поэтому для спокойствия всех лучше соглашаться в некоторых вопросах и идти на компромиссы, правда, всегда в пределах здравомыслия. Может быть, взяв это за правило, получится сократить количество конфликтов в вашей жизни.