Как чиновники предлагали с коррупцией бороться
Вот, к примеру, недавняя идея одного из высоких государственных чиновников запретить в стране наличные деньги. Основной посыл этого заявления — это, мол, уничтожит в Украине коррупцию. И почти тут же — сообщение в Интернете: в Одессе на взятке попался депутат горсовета.
Сам по себе этот факт привычный, обыденный, один из множества. Но далее — ключевое, знаковое сообщение: «Также он брал взятки и в криптовалюте». Доллары, евро, уже и криптовалюта (мало кому понятные «цифровые» деньги), безналичные переводы на надежного человечка — ну кто при памяти сейчас «засылает» в гривне? Ни одна страна в мире не скажет сегодня Украине «Мы — умы, а вы — увы» в плане полного обнуления коррупции. И тут вдруг у нас появляется вот такой чиновник, возжелавший с помощью своего «рацпредложения» войти в историю.
Да, есть печальный пример Герострата, который почти 24 века назад в древнегреческом Эфесе именно с этой целью (чтобы его имя помнили потомки) сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды. Но храм — это мелочевка по сравнению с параличом, который охватил бы миллионы граждан Украины без налички. Что, у нас уже в селах, поселках и городишках банкоматы и терминалы на каждом углу? Это в городах дворцы — «Сільпо», а в селах сельпо — это небольшой магазинчик, где условным бабе Гале или деду Тарасу выросшая у них на глазах продавщица Оксана без денег, под запись в тетрадке хлебину дает и бутылку масла. Потому что знает: как пенсию привезут, так они первым делом должок вернут. Наличкой вернут. Без нее сотням тысяч таких бабушек и дедушек — реально край.
Помните фразу капитана Жеглова (Владимир Высоцкий) из телесериала «Место встречи изменить нельзя»? Он говорил: «Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». Попытаюсь немного перефразировать, дальше поймете для чего: «Порядок в стране определяется не наличием глупцов, а умением думающих людей их обезвреживать».
Вот и у этой истории, к счастью, – хэппи-энд. Ляпнул языком на конференции в Лондоне фантазер наш руководящий идею запретить в стране наличные деньги, но, к счастью, нашлись у нас в стране умные люди, которые ее обезвредили.
«Такой хоккей нам не нужен»
А вот еще свежие примеры того, что у нас в стране работает переиначенная мною фраза киногероя Высоцкого.
Наметили у нас революцию в области культуры: решили узаконить английский как язык международного общения. Странно, конечно, ведь он таковым уже несколько веков является. Да вот один из пунктов законопроекта, чтобы в кинотеатрах англоязычные фильмы не дублировались украинским, а просто субтитры бежали по экрану, особо «понравился» нашим согражданам.
И всего за 10 дней — с 28 июня по 8 июля петиция против этого бредового начинания собрала нужных 25 тысяч голосов. В числе протестовавших был и автор этих строк. Мне на практике довелось ощутить максимум неудобств в подобной ситуации. Только не в кино, а в театре.
Более 20 лет проходил в моем Херсоне великолепный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии». С огромным удовольствием и как журналист, и как театрал я посещал фестивальные спектакли. Но удовольствие изрядно подпортилось, когда «Мельпомена» стала международной. Венгры и португальцы на сцене что-то рассказывали по-своему, украинский текст бежал по экрану перед сценой, а у зрителей чуть глаза не повылазили: то их на сцену — за действом следить, то на экран — текст читать.
Если помните, когда-то спортивный комментатор Николай Озеров в сердцах воскликнул: «Такой хоккей нам не нужен!» Хорошо, что такой же вывод думающие люди сделали и с титрованием в кинотеатрах иностранных фильмов.
О культуре, патриотизме и беспилотниках
Вишенка на этот торт — ситуация с министром культуры Украины Александром Ткаченко. Он подал в отставку, ощутив массовое невосприятие во всех слоях общества своих финансово емких идей. Пятьсот миллионов гривень — на завершение строительства Национального музея голодомора. Сегодня? Пятьсот миллионов из бюджета? А сколько это беспилотников, которых так не хватает нашим защитникам? Мало того: еще более четырехсот миллионов уже выделено на производство телефильмов патриотического направления. Сегодня?
Пока что это «предложение» не отклонили. Наверное, свое слово должен сказать президент. Ведь сегодняшняя формула жизни — это «все для фронта, все для победы».
Валерий Боянжу, Херсон — Одесса