Понедельник, 6 мая, 2024
ГлавнаяДосугУтерянный рай Полины Райко: что известно о судьбе дома с наивной живописью

Утерянный рай Полины Райко: что известно о судьбе дома с наивной живописью

Подрыв россиянами плотины Каховской ГЭС повлек затопление низовья Днепра, коснувшееся в полной мере Олешек (Херсонская область). Под водой оказался уникальный дом-музей благо не дожившей до этого самобытной художницы Полины Райко.

Так кто же такая Полина Райко, чем привлекательно ее творчество?

В 69 лет впервые взяла кисть в руки

За четверть века работы в херсонской газете «Гривна» я дважды писал о Полине Райко. Вначале это была искренне восторженная статья, когда я побывал в ее «доме-музее» в Цюрупинске (сейчас это Олешки). До сих пор помню, что, когда увидел настенную живопись этой пожилой сельчанки, впервые взявшейся за кисть и краски в 69 лет, то понял, что не иначе как Бог коснулся ее своей десницей.

Второй мой материал появился через несколько лет: тогда многие СМИ сообща били в набат, тщетно пытаясь достучаться до власти в попытке спасти уже разрушавшийся уникальный дом-музей. Сейчас дом Полины Райко оказался под водой. И вот я пишу о нем в третий раз.

Родилась Полина Райко там же, в Цюрупинске, в 1928 году. Жизнь ей досталась непростая: в детстве война, потом многие десятилетия нелегкий труд на земле. Двое детей принесли ей в сердце две скорби: дочь в 40 лет погибла в ДТП, сын спился и в 1990-е попал за решетку.

В 1997 году Полина Райко вдруг взяла в руки кисть и краски и нарисовала на калитке у своего дома голубя. Наверняка, эта сельская пенсионерка ни тогда, ни потом не понимала, что ворвалась в круг художников так называемой наивной живописи. Иначе это называют «ар-брют» — с французского «необработанное, неограненное искусство». Исследователи считают такую живопись максимально честной, лишенной налета стереотипов.

На краски тратила почти всю пенсию

Полина Райко явно не просто так начала творить с изображения голубя. Напомню, еще в 536 году Константинопольский Собор провозгласил эту птицу символом Святого Духа. Семь лет, с 1997-го по 2004-й, когда она умерла, не иначе как Святой Дух водил ее руку с кистью по всем без исключения поверхностям в ее доме.

Когда они закончились, «холстом» для ее автопортрета стала обратная сторона настенного зеркала. Соседи посмеивались: на краски и кисти Райко тратила почти всю пенсию. И говорила, что счастлива только тогда, когда рисует. Чудные рыбы, небывалые птицы, полуфантастические животные заселили весь ее сельский домишко.

Дом пенсионерки стал Меккой любителей наива

После смерти Полины ее внук пытался продать бабушкин дом соседям под место для гаража. Херсонские общественники добились наложения «вето» на продажу: ее на 9 месяцев притормозила облинспекция по охране памятников культуры. Эта отсрочка сработала: некий канадец купил своей будущей супруге (украинке) в подарок на свадьбу дом Райко.

Было потом несколько удачных лет. Удачных не так для наследия самобытной художницы, как для многих тысяч людей, получивших возможность любоваться и удивляться: ну как такое могла придумать простая сельская пенсионерка?

Дом Райко стал своеобразной Меккой для любителей наива, и не только. Фильмы там снимали, фестивали проводили. Но, увы, не было главного — вмешательства государства. Фактически в доме проживала подруга Полины, все комнаты она не использовала, галерея становилась все более запущенной. А когда умерла подруга — и уникальная живопись умирать начала. Официальные органы формально действительно не могли вмешаться в ситуацию с домом, пребывающим в частной собственности. А собственница уже разошлась с канадцем, и связи с ней не было.

Поэтому планы областной и районной власти — выкупить дом Райко для создания Украинского музея наивного искусства — так и остались планами. А предназначенные для этой цели деньги так и зависли в бюджете. А потом пришел февраль 2022-го, и вместе с ним в Олешки пришли рашисты. А потом они взорвали ГЭС и городок оказался под водой. И дом Полины Райко тоже.

***

На момент написания этой статьи стало известно, что вода в Олешках начала убывать. Что касается дома с наивной живописью, то оценить нанесенный ущерб можно будет только после деоккупации Олешек. Но очень хочется верить в мою версию о том, что художницу в ее творчестве «курировал» Святой Дух. И может быть, мне все же доведется еще раз — четвертый, но уже не в минорном, а в мажорном тоне написать, что вот он — хэппи энд, и дом уникального таланта пенсионерки будет вновь принимать восторженных гостей. Да уж, очень хотелось бы.

Валерий Боянжу, Херсон — Одесса

Новое на сайте