Правда, если помощь нужна срочно, придется заплатить. Сколько стоит услуга? Кто может ею воспользоваться и как это сделать?
1. Почему появились платные консультации врачей и выдают ли они е-рецепты?
Многим знаком электронный медицинский сервис «Хелси». Он позволяет записаться на прием к врачу или на вакцинацию, найти и забронировать лекарства со скидкой. Здесь у каждого зарегистрированного пациента есть свой кабинет, который позволяет увидеть назначения врачей. Доступны на платформе и онлайн-консультации.
С началом войны пациенты и медики разъехались по стране, а также за ее пределы. Но потребность в медуслугах только возросла. До недавнего времени такие консультации были бесплатными. Теперь услуга платная — срочная консультация стоит 200 гривен. Как говорит директор компании «Хелси Украина» Евгений Донец, это пробная цена. То есть со временем услуга подорожает. Хотя уже сейчас частные врачи берут втрое больше.
В социальных сетях люди стали возмущаться: насколько правомерны платные услуги на медицинском портале? Оказалось, все вполне законно. «Хелси» — это частная компания, заключившая с государством договор о предоставлении услуг (к слову, подобных компаний в Украине много). В частности, на платформе хранятся данные пациентов, ведется учет подписанных деклараций и прочее. Платная услуга — это возможность для врачей получить дополнительный заработок, а для пациентов — оперативную помощь.
Важно знать, что срочные консультации не подразумевают выбора конкретного врача, а только его специализацию.
Что касается электронного рецепта, то на онлайн-консультации врач не может выписать новый рецепт. Он может выписать только повторный рецепт на лекарство, назначенное пациенту ранее.
2. В каких случаях уместна дистанционная консультация?
Во-первых, если вы уже были на приеме у врача и получили анализы и результаты обследований, которые надо расшифровать.
Во-вторых, если речь идет о сезонных заболеваниях (грипп, ОРВИ, аллергические реакции).
В-третьих, это может быть альтернативное мнение другого специалиста по имеющейся проблеме. В любом случае, лучше поговорить с врачом, чем заниматься самолечением. Такого же мнения придерживаются и пользователи соцсетей. Считают, что в некоторых случаях онлайн-консультации, пусть даже за деньги, — это выход. Приведем несколько мнений.
Ирина Кузькова: «200 гривен — именно для срочной консультации более чем нормально. Если проблема возникает внезапно, к примеру, в выходной, а также — когда запись к специалисту бывает неактуальна или недоступна из-за большой очереди».
Оксана Чернышева: «Консультация онлайн — хороший вариант для жителей сел, когда нет возможности поехать в город».
Полищук Галина: «Нахожусь за границей. Была у врача с младенцем. Из-за языкового барьера не все поняла, что сказал педиатр. Хочу попробовать консультацию онлайн».
Помощь украиноязычного врача для тех, кто находится за границей, — это действительно необходимость. Но здесь есть один нюанс: если потребуется рецепт на лекарство, то наш рецепт не действует за рубежом.
3. Как пообщаться с врачом по интернету?
- Сначала с помощью смартфона или компьютера необходимо авторизоваться в приложении «Хелси» (helsi.me): вписать в нужные поля фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения, номер контактного телефона.
- После авторизации в разделе «Сервисы» выбираете опцию «Срочная онлайн-консультация» и кратко описываете причину обращения. Затем подвязываете к приложению банковскую карту и записываетесь на консультацию.
- В течение 5-15 минут с вами связывается врач, у которого уже есть ваша медицинская карта. Онлайн-прием в среднем рассчитан на 15 минут. При необходимости врач может продлить это время. Если потребуется очная консультация узкого специалиста, врач даст рекомендацию вместе с направлением.
Не все люди, в том числе пожилые, могут самостоятельно воспользоваться таким сервисом. Именно поэтому разработчики предусмотрели возможность записать на онлайн-консультацию родных. Например, пожилых родителей.
Если пациент заказывает консультацию для родителей, то в разделе «Связанные лица» надо выбрать карточку отца или матери и подтвердить связь с ними через смс-сообщение. Оплата произойдет со стороны заказчика, а получателем будет пациент, которого предварительно указали.
Может так случиться, что, к примеру, врач не нашелся и прием не состоялся. В таком случае заявка автоматически отменится через два часа, а деньги вернутся на счет пациента.
Если прием прервался, например, из-за отсутствия электричества, врач свяжется позже и завершит консультацию. В любом случае, оплата происходит только после полного получения услуги.
4. Кто несет ответственность за онлайн-лечение?
Онлайн-консультации предоставляют врачи как государственных, так и частных медицинских учреждений. Все они зарегистрированы в электронной системе здравоохранения Украины, а значит — их данные и квалификация подтверждены Минздравом.
Врач несет ответственность за консультацию и назначение. Он вносит в электронную карту пациента симптомы, назначение, диагноз и заверяет своей цифровой подписью.
5. Каковы плюсы и минусы дистанционных услуг для пациента?
Преимущества
- Оперативность в предоставлении услуги.
- Не имеет значения, где находятся врач и пациент.
- Не нужна декларация с врачом.
- Не нужно направление к узкому специалисту.
- Дешевле, чем стоимость приема в частной клинике.
Недостатки
- Если случай сложный и нуждается в физическом присутствии пациента – онлайн-консультация не поможет.
- Электронный рецепт, который врач может выписать, действителен только в Украине.
Бесплатно тоже можно, но будет дольше
Пациент может записаться к своему семейному врачу (или к любому другому) на плановую бесплатную консультацию в рабочее время врача. При условии, что врач имеет технические возможности для проведения онлайн-приема.
Напомним, недавно мы рассказывали о бесплатной медицинской помощи: что изменится для пациентов и врачей в результате реформы.