«Я начинала свой трудовой путь в 70-х годах на Киевщене. Потом из-за болезни сына переехала на постоянное место проживания в Крым. Там в 2003 году оформила украинскую пенсию и продолжала работать до 2014 года. В 2018 году я выехала из Крыма и получила статус переселенца в Полтавской области. Просила перевести мою пенсию. Но с того времени я не могу ее переоформить. То есть более трех лет я уже не получаю ни пенсии, никаких других социальных выплат. Пенсионный фонд Полтавской области мне прислал письмо, в котором говорится, что я должна им предоставить свое пенсионное дело из Крыма и справку о том, что не получаю пенсию в Российской Федерации. Но как я могу получить эти документы?
У меня есть паспорт гражданки Украины, идентификационный код, пенсионное удостоверение, часть трудовой книжки за 2008-2018 годы и справка внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Неужели этого недостаточно? До 2014 года я работала в Украине, платила налоги, а теперь не могу получать хотя бы минимальную пенсию.
Людмила Чуйченко, село Штомпелевка, Полтавская обл.»
Как должно быть
Считаем, что ответ Пенсионного фонда, который вы приложили к своему письму, не является обоснованным. Она не содержит ссылок на нормативные документы (там указаны статьи и пункты, но не указано, какие именно нормативные документы). Впрочем, специалистам вполне понятно, что это за нормативы, но, по нашему мнению, они этом случае нецелесообразны и носят противоречивый характер. Из того ответа понятно, что областное управление Полтавской области признает, что не может отправить в Крым запрос, поскольку почтовое соединение с ним не работает. Как тогда это можете сделать вы?
В действительности же ответ на ваш вопрс можно найти на сайте Министерства социальной политики Украины. В частности, там отмечено, что право внутренне перемещенных лиц на пенсионное обеспечение определяется, прежде всего, Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Статьей 4 этого Закона определено, что факт внутреннего перемещения подтверждается справкой о взятии на учет внутренне перемещенного лица.
Кроме этого, существует Постановление Кабинета Министров Украины «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» №637 от 5 ноября 2014 года (с изменениями от 27.03.2022 г.). Этим постановлением предусмотрено, что назначение, восстановление и продолжение выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам осуществляется в Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах.
Выплата (продление выплаты) пенсий, назначенных определенным лицам, осуществляется через счета и сеть учреждений и устройств акционерного общества «Государственный сберегательный банк Украины» с возможностью получения наличных средств и проведения безналичных операций через сеть учреждений и устройств любых банков только на территории населенных пунктов, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме.
Что нужно сделать
Во время обращения внутренне перемещенного лица с заявлением о назначении, восстановлении или продлении выплаты пенсии и документом, подтверждающим личность, территориальные органы Пенсионного фонда Украины идентифицируют личность заявителя, фиксируют место и время его обращения, сравнивают полученные данные с данными, которые обрабатываются в базах данных Пенсионного фонда Украины, с учетом данных Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах.
Поэтому, из приведенной информации не получается, что для восстановления пенсии вы должны предоставить в Пенсионнцй фонд какие-нибудь дополнительные бумажные документы с предыдущего места проживания. Восстановление пенсионных выплат для ВПЛ может осуществляться на основании имеющихся электронных пенсионных дел. Такое электронное пенсионное дело в вашем случае несомненно должно быть, ведь в период с 2003-го по 2014 год вы точно значились украинской пенсионеркой. Выплаты могли приостановить только после 2014 года.
Теоретически вы также имеете право на доплату всех недополученных сумм, по крайней мере за три предыдущих года. Учитывая сказанное, рекомендуем вам написать жалобу в Пенсионный фонд Украины и приложить к нему ответ из областного управления. В противном случае придется обращаться в суд.
Куда обращаться
Пенсионный фонд Украины расположен по адресу:
01601, г. Киев,
улица Бастионная, 9.
Электронная почта: [email protected].
Контакт-центр: 0-800-503-753 (звонки бесплатные).
Сергей Коробкин, независимый консультант