Вместо бронежилетов щит из ненависти к врагу
Уроженец Балтщины (Одесская область), офицер запаса, журналист и писатель Сергей Мартынюк сейчас живет в Ирпене. И в первые дни полномасштабной войны он и его семья оказались на передовой. Поэтому, взяв охотничье ружье, Сергей Мартынюк решил присоединиться к рядам терробороновцев. И именно тогда стало знаковым его жизненное кредо «Моя хата с краю, потому что я первым врага встречаю».
— 24 февраля я присоединился к Ирпенскому городскому голове Александру Маркушину и его команде в Доме творчества, где базировался первый штаб. Александр Маркушин, увидев меня с охотничьим ружьем, сказал: «Ну, если писатель с охотничьим ружьем с нами, тогда мы точно победим». С тех пор у меня позывной «писатель». Сначала нас было 30 человек, потом семьдесят, и с каждым днем нас становилось больше. Через несколько дней получил автомат, – вспоминает дни обороны Ирпеня Сергей Мартынюк.
Бронежилеты и шлемы у терроборонцев появились значительно позже. Но, как говорит защитник, в «брониках» бойцы не особо нуждались. Ярость и ненависть, жажда мести и желание уничтожать пришедших на родную землю московитов вели в бой и были надежным щитом.
-
Страха не было, и смерти мы не боялись. Очень тяжелыми были первые дни. Нас мало, оружия мало, мы почти не спали, дежурства постоянные, нервы на грани. На блокпостах — один-два автомата на группу. Коктейли молотова и, в лучшем случае, граната, – вспоминает защитник.
Оккупантов остановили только стрелковым оружием
Ирпенская терроборона и воины ВСУ героически отражали нашествие рашистов в направлениях на Бучу, Ирпень, Гостомель. Вся страна тревожно прислушивалась к известиям о событиях в этих населенных пунктах, которые всего в нескольких километрах от сердца Украины — Киева. Вражеская орда зверела. Но Буча и Ирпень стояли.
-
Мы охраняли пешеходный мост, где можно было перейти реку. Также контролировали всю пойму, чтобы по ней российские оккупанты не могли зайти с той стороны реки. У водоканала мы дали славный бой. Там, со стороны села Стоянки, зашла колонна российских бронетранспортеров. Мы прикрывали нашу группу, которая держала блокпост на дороге, и удерживавшее перекресток подразделение Вооруженных сил. Мы начали вести огонь из стрелкового оружия. Оккупанты не знали, что у нас только стрелковое оружие, поэтому они остановились. Вскоре последовало подкрепление наших ребят с гранатометами, и они взорвали один БТР. Так и остановили эту колонну, — говорит писатель.
Семья поддерживала и вдохновляла
А еще, как признается Сергей, сил в борьбе с врагом прибавляли мысли о семье, о жене, которую он ласково зовет Ладой-Берегиней. Его Маричка отказалась эвакуироваться и на третий день записалась вместе с младшей дочерью в терроборону. А когда орки отступили из Ирпеня, то жена с дочерью поехали на Одесщину, в Балту, к старшей дочери. К слову, на третий день войны терроборонцу Мартынюку позвонил его тринадцатилетний внук и попросил передать три автомата. Потому что он с друзьями готов защищать Балту.
-
Семья многого стоит в моей жизни. Есть хорошее казацкое изречение: «Не важно, сколько перед тобой врагов, важно, кто рядом с тобой». Моя Лада всегда рядом со мной. Я горжусь тем, что когда-то она выбрала меня, – с нежностью говорит мужчина.
Историю творят обычные люди
Обо всем, что пришлось увидеть и пережить в ходе войны, в частности, во время защиты Ирпеня, писатель планирует рассказать в своей новой книге, главная идея которой – историю творят обычные люди. Сменив перо на штык, и на войне он успел исписать с десяток записных книжек и множество страниц, даже салфетку и газету.
-
Конечно, я не мог писать фамилии и позывные своих ребят. Я не мог делать фото. Первые дни были самыми трудными, изнурительными и в то же время самыми героическими. Мы тогда отлично понимали, что силу войска измеряют, в первую очередь, не количеством танков и БТР, а силой Духа.
Двадцать четыре дня (с 4-го по 28 марта) Ирпенская терроборона мужественно сопротивлялась. И здесь, на грани жизни и смерти, рождались строфы, которые станут историей героической обороны Ирпеня. И уже вскоре они лягут в поэтический сборник автора «13 стихов, или Битва за Ирпень изменила мир».
Писатель хочет издать совместный сборник стихов со своими друзьями из Сил территориальной обороны ВСУ, ведь среди них много талантливых. В разработке также – фильм комедийного жанра об обороне Ирпеня, где автор хочет показать трудные времена, когда люди, несмотря на все трудности, не падали духом и находили силы на шутки.
Любовь Кузьменко