В письме озвучены проблемные вопросы водоснабжения жителей городов Кропивницкого, Александрии, Светловодска, Знаменки и пгт Смолино. Поставляет воду в эти населенные пункты областное коммунальное производственное предприятие (ОКПП) «Днепр-Кировоград», куда мы и передали вопросы наших читателей. Ответы на них наверняка будут интересны и нашим читателям из других регионов. Ведь проблемы очень часто одинаковые.
Нужно ли согласие жильцов дома на установку общедомового счетчика воды?
«Насколько правомерна установка общедомовых счетчиков воды без согласия совладельцев домов?»
Установка общедомовых узлов учета в многоэтажных домах предусмотрена статьей 3 Закона Украины №2119-VIII* и Порядком оснащения зданий узлами коммерческого учета и оборудованием**.
В феврале 2020 года на официальном сайте «Днепр-Кировоград», согласно Постановлению Кабинета Министров №444 от 6 июня 2018 года, была размещена информация о намерении установить в многоквартирных домах общедомовые счетчики.
После ознакомления с этой информацией у владельцев (совладельцев) домов было два месяца на то, чтобы принять решение:
- либо дать согласие на установку на условиях, предложенных оператором сетей;
- либо согласовать с оператором сетей другие условия установки общедомового счетчика;
- либо заявить о намерении самостоятельно оборудовать здание узлами учета (на установку дается четыре месяца).
Другие механизмы решения данного вопроса законом не предусмотрены.
Жители многоквартирных домов в Кропивницком, Александрии, Светловодске, Знаменке, пгт Смолино не сообщили оператору о своих намерениях и самостоятельно счетчик не установили. Соответственно эту функцию взяло на себя коммунальное предприятие. О запланированных работах письменно уведомило уполномоченных лиц многоквартирных домов — через «Укрпочту». Их отсутствие при проведении работ, заверяет «Днепр-Кировоград», не является препятствием для установки счетчиков.
Откуда берется заоблачный тариф?
«Почему водоканал игнорирует «социальную составляющую» — платежеспособность населения — при формировании тарифов на водоснабжение и водоотведение? Тариф на воду для населения составляет 45,97 гривни за куб, что значительно превышает тарифы на воду в водоканалах других областных центров Украины».
Начисление стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению состоит из тарифа на услуги, размера ежемесячной абонентской платы и разницы между показателями счетчиков — общедомового и квартирных.
Тариф для потребителей предприятия «Днепр-Кировоград» утвержден Постановлением Нацкомиссии №2858 от 22 декабря 2021 года. С 1 января 2022 года стоимость услуг составляет 45,972 гривни за куб с НДС (за воду — 25,212 гривни за куб, за водоотведение — 20,76 гривни за куб). Тариф устанавливается индивидуально для каждого поставщика воды. И действительно отличается в разных регионах Украины.
Абонентская плата с 1 января 2022 года рассчитана согласно Постановлению Кабинета Министров №808 от 21 августа 2019 года*. Напомним, что в связи с изменениями в сентябре 2021 года:
- из структуры абонентской платы были исключены расходы по обслуживанию квартирных счетчиков;
- введено начисление абонплаты по каждой услуге (отдельно на водоснабжение и отдельно на водоотведение);
- для потребителей в многоквартирных домах включены расходы на поверку общедомового счетчика.
Поэтому размер платы за абонентское обслуживание в месяц для потребителей ОКПП составляет:
- в домах, оборудованных общедомовыми счетчиками, – 35 гривен (с НДС);
- в домах без общедомовых счетчиков – 16 гривен (с НДС);
- при оказании услуги централизованного водоотведения – 15 гривен (с НДС).
Как считают сумму платы за потребленную воду?
«Законно ли делают дополнительные начисления за разницу объемов потребленной воды между показаниями общедомового водомера и суммарными показаниями индивидуальных водомеров?»
Правила распределения объемов коммунальных услуг между потребителями описаны в статье 10 Закону Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» №2119-VIII от 22 июня 2017 года (в редакции от 1.05.2021 г.).
• Если ни одно помещение в здании не оснащено индивидуальными счетчиками воды: общий объем потребленной воды распределяется между потребителями пропорционально количеству лиц, фактически пользующихся такими услугами.
• Если у всех жителей дома есть квартирные счетчики: общий объем потребления в доме распределяется между жителями в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета. Если возникает разница между показаниями на общедомовом счетчике и суммой показаний всех квартирных приборов, она распределяется между потребителями согласно методике, утвержденной Министерством регионального развития (Приказ №315 от 22 ноября 2018 года, в редакции от 29.03.2022 г.).
• Если в квартирах установлены индивидуальные счетчики, но не у всех жителей дома: сначала суммируются объемы воды, использованной жителями квартир, оборудованных приборами учета. Этот показатель вычитается из общего объема, зафиксированного домовым счетчиком. Полученная разница распределяется между потребителями, чьи квартиры не оборудованы счетчиками, пропорционально количеству людей, которые пользуются такими услугами.
Указанный механизм больше применим к мирному времени. С марта этого года в методику расчета были внесены коррективы. Это связано с тем, что часть людей вообще не имеет счетчиков, а часть — не имеет возможности сообщать показания приборов учета. В таких случаях счета выставляются по средним показаниям водопотребления. И чтобы суммы были адекватными, Минрегион для таких потребителей ввел корректирующий коэффициент.
В настоящее время рассматривается еще один законопроект об изменении методики расчетов за воду и тепло. Когда он будет принят – мы обязательно расскажем об этом нашим читателям.
*Закон Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» №2119-VIII от 22 июня 2017 года
**Приказ Министерства региона №206 от 9.08.2018 г.
*** «Об установлении предельного размера платы за абонентское обслуживание в расчете на одного абонента для коммунальных услуг, предоставляемых потребителям многоквартирных домов»