Кажется, насекомые, как и люди, могут страдать от плохого сна. Оказывается, комары, которые не выспались, предпочитают наверстать упущенное, а не пить кровь.
Оказывается, кровососам тоже нужен отдых, ведь согласно новому исследованию, сонные комары скорее предпочтут наверстать недосып, чем пить кровь.
Большинство людей знакомы с последствиями плохого ночного сна. От него страдают и насекомые. Например, сонные пчелы с трудом исполняют свой фирменный кружащийся танец, а уставшие плодовые мушки демонстрируют признаки потери памяти. Исследователи сообщают, что лишенные сна комары жертвуют ценным временем питания в пользу дополнительного сна, сообщают исследователи в Журнале экспериментальной биологии.
Предпочтение дрёмы питанию удивительно, учитывая, что «мы знаем, что комары очень любят кровь», — говорит Олувасеун Аджайи, эколог-болезнь из Университета Цинциннати.
«Как узнать, когда насекомое спит?» — задается вопросом Сэмюэл Рунд, циркадный биолог комаров из Университета Нотр-Дам в Индиане, который не участвовал в исследовании.
Один из способов определить — проследить за поведением насекомого. Поэтому Аджайи и его коллеги наблюдают за комарами, пока они спят. Группа сосредоточилась на трех видах, которые, как известно, являются переносчиками болезней, включая малярию:
- Aedes aegypti, которые активны в течение дня;
- Culex pipiens, предпочитающие сумерки,
- и Anopheles stephensi, ведущие ночной образ жизни.
Комаров оставляют одних в комнате в небольших вольерах, где команда использует камеры и инфракрасные датчики для наблюдения за ними.
Примерно через два часа комары успокоиваются. На кадрах видно, что их животы упали вниз, а задние лапы расслабились. Когда экспериментатор вошел в комнату, C. pipiens и A. aegypti продемонстрировали сниженную реакцию, что позволяет предположить, что даже приятный запах потенциальной пищи с меньшей вероятностью разбудит эти виды, когда они находятся в глубоком сне. Взятые вместе: изменение позы, периоды бездействия и более низкое возбуждение — были определены для идентификации дремлющего комара.
То, что начиналось как забавный эксперимент с комарами, быстро сменило направление. Насекомых помещали в прозрачные пробирки, через которые каждые несколько минут поступали вибрационные импульсы, не давая им погрузиться в глубокий сон. После четырех-двенадцати часов лишения сна команда имитировала присутствие человека, используя нагретую подушечку из искусственного пота. В другом эксперименте отзывчивый доброволец предложил ногу, чтобы в течение пяти минут лишенные сна и хорошо отдохнувшие A. aegypti атаковали ногу группами по 10 насекомых.
В обоих случаях у комаров, которые спали всю ночь, было гораздо больше шансов приземлиться на «пищевой объект», чем у тех, кто не спал. И нога, подвергшаяся воздействию сонных комаров, чувствовала себя намного лучше, чем при воздействии на контрольную группу: в среднем 77 процентов хорошо отдохнувших комаров пошли за кровавой пищей, по сравнению с 23 процентами сонных комаров.
По словам Рунда, результаты открывают возможности для исследований по контролю над популяциями комаров и снижению заболеваемости за счет использования циркадных ритмов насекомых.