Сегодня мы не представляем себе кино без спецэффектов и компьютерной графики, но еще совсем недавно самые удивительные сцены режиссеры создавали только при помощи собственной фантазии и смекалки. Многие из этих фильмов вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
Для съемки «Человека-амфибии» хотели пригласить Кусто
Фильм «Человек-амфибия» снимали в далеком 1961 году, когда возможности кино были весьма ограничены. Для съемок подводного мира планировали пригласить в качестве консультанта Жака Кусто, но денег на это государство не выделило, поэтому пришлось консультироваться у других специалистов-подводников.
Чтобы снять «подводный мир», на объектив камеры надевали специальную емкость с водой и запускали туда рыбу. А вот подводные съемки с участием актеров проводили на самом деле, и премудростям поведения под водой их обучали аквалангисты. Исполнителям главных ролей приходилось работать с длительной задержкой дыхания, а Анастасии Вертинской – даже искусственно тонуть. Для этого в сцене, где ее героиня опускается на дно, ее обучали выпускать весь воздух из легких.
Водоросли делали из поролона, а костюм Ихтиандра обшивали чешуйками, вырезанными из обыкновенной крашеной кинопленки. На дне устанавливали осветительные приборы, которые были плохо защищены от проникновения воды и только чудом не случилось короткого замыкания.
Роли нечисти в «Вие» исполняли кошки и циркачи
Главным спецэффектом «Вия», снятого в 1967 году, был полет панночки в гробу и появление в церкви нечисти. Всего художники и бутафоры изготовили три гроба разных размеров и конструкции. В первом лежала панночка, а второй, маленького размера, двигали при помощи веревок в кадрах, где гроб пытался пробиться через защитный круг. Третий был пристегнут шестью металлическими креплениями к потолку. В нем Наталья Варлей, которая играла панночку, и летала по церкви. К основанию гроба была прикреплена опора и стержень, к которому монтажным поясом пристегивали актрису.
Роль нечисти в некоторых сценах исполняли обычные кошки – на них надевали специальные шапочки с рожками и поднимали на небольшое возвышение. Когда они прыгали, их тени на стенах снимали на камеру. А вот с костюмами упырей и Вия пришлось повозиться. Ткани для них пропитывали смолой и красками, поэтому костюмы были неимоверно тяжелыми. Для исполнения ролей нечисти пригласили студентов циркового училища, так как пластично двигаться в этих костюмах могли только они. Ну а веки Вия двигали при помощи настоящего «ноу-хау» того времени – они были на шарнирах, и для того чтобы их открыть, помощники бутафоров тянули за прикрепленные к ним веревочки.
В «Кин-дза-дза!» использовали костюмы со свалки
Любимую многими фантастическую картину «Кин-дза-дза!» Георгий Данелия снимал буквально на голом энтузиазме, так как запланированные спецэффекты и сложные технические приспособления все время выходили из строя. Знаменитый пепелац несколько раз горел, а при переезде терялся в пути. Вдобавок ко всему при старте взорвалась ракета, специально созданная для съемок.
Поэтому группе приходилось обходиться подручными средствами. Пепелац сконструировали из хвостовой части списанного на свалку самолета, а чтобы он был похож на инопланетное средство передвижения, его «обшили» полиуретаном и «загримировали» под ржавчину. Чтобы снять полет пепелаца, его маленькую копию передвигали по натянутой леске. Кто-то из американских режиссеров умолял Георгия Данелию открыть секрет, как именно сделан пепелац. Данелия, не желая раскрывать правду, сказал, что это секретная разработка военных. Все это дошло до министерства обороны, откуда Данелии позвонили и приказали не валять дурака.
Что касается костюмов, то сшить их костюмеры никак не успевали, поэтому пришлось снова включать смекалку. На студию привезли белье, которое производила одна из советских фирм, и обработали его, чтобы оно производило соответствующее впечатление. А потом его дополнили деталями от старой летной формы. Кроме того, костюмеры и бутафоры использовали в фильме вещи, найденные на помойке. Самым креативным головным убором оказалась шапочка, которую носил герой Евгения Леонова. Это был гульфик с молнией, отрезанный от старых летных брюк.
«Челюсти»: задуманные спецэффекты не состоялись
Не меньшую смекалку, чем советским кинематографистам, пришлось проявить и американцам во время съемок знаменитого фильма «Челюсти». Для фильма были специально изготовлены три роскошных семиметровых акулы – из металлических труб и полиуретана. Внутри они имели систему управления – двигали челюстями и хвостом, поворачивали голову.
Однако от морской воды механизмы то и дело выходили из строя, «кожа» раздувалась, а однажды модели просто ушли на дно и их пришлось вылавливать с помощью водолазов. Все это доводило режиссера фильма Стивена Спилберга до белого каления. Он даже дал главной героине – большой белой акуле – неприличное прозвище. Пришлось срочно призывать на помощь художественный вымысел, так как дорогущий «спецэффект» напрочь отказывался работать. Именно поэтому зритель впервые видит саму акулу только ближе к концу фильма.
Но в картине все же была задействована живая акула. Когда герои находятся в клетке под водой, на них нападает самая настоящая четырехметровая акула. Чтобы ее размеры казались больше, в клетку посадили каскадера-карлика и небольшой манекен. Эти кадры снимали не обычные кинооператоры, а специалисты – исследователи акул.
Первый спецэффект вызвал шок у зрителей
Самым первым фильмом с использованием спецэффектов считается картина «Казнь Марии Шотландской», который был снят в 1895 году. Как ясно из названия, в 21-секундном ролике была показана казнь королевы Марии Стюарт. Актриса, которая играла королеву, становилась на колени и клала голову на плаху, а палач поднимал топор. В это время кадр на секунду останавливали и актрису заменяли манекеном. Затем снова запускали камеру, и палач отрубал голову. Зрители были в ужасе – они были уверены, что во время съемок была обезглавлена живая женщина.