Кажется, я попала не в обычный дом на Ленпоселке, а в галерею художественно-прикладного искусства: в этом доме нет «пустых» стен. А встречает меня пожилая женщина, что-то активно обсуждающая по мобильнику. Она улыбается, видя, как мой взгляд стал «скользить» по картинам, которыми увешены стены, спрашивает: «Как вы думаете, из чего все они сделаны?» Я пожимаю плечами, вглядываюсь, а хозяйка дома дает подсказку: «Из рыбьих костей»…
Активная «айтишница» танцует и творит
Надежда Петровна совсем недавно отметила свое 90-летие. Этот факт меня поразил не меньше картин, сделанных ее руками: ну никак не дашь моей собеседнице девять десятков лет. Впрочем, поражаться мне пришлось практически все то время, что мы беседовали.
Двое детей, шесть внуков, восемь правнуков, интересная и любимая работа… Впрочем, с работой она никогда и не расставалась. Это один из ее секретов преисполненного активности долголетия, хотя сама она утверждает, что никаких секретов нет.
Надежда – активная «айтишница», то есть член Всеукраинского союза активного долголетия «Айти-бабушки», созданного одесситкой Ольгой Филипповой, о котором не раз писала газета «На пенсии».
– Я так счастлива, что несколько лет назад присоединилась к «айтишникам». Я там сразу лет на 30 молодею. Стихи Тараса Шевченко читаю, в сценках участвую, все лекции с огромным удовольствием слушаю, «цыганочку» танцую, ну и мастер-классы провожу. Сейчас даже сложно себе представить, что бы я без них делала, – рассказывает Надежда.
А мне вот сложно представить, как такое бывает: в 85 лет, как выясняется, наша героиня увидела по телевизору, как кто-то занялся изготовлением картин из рыбьих костей, и, как она сама говорит, словно «сфотографировала». А потом сама стала собирать рыбьи косточки и творить из них целые полотна, ни одно не похожее на другое. Еще Надежда пишет картины, изготавливает другие поразительные вещи – шкатулки, вазы, бутылки, графины. Она преображает их в особой технике – с помощью обычных макарон, которые потом покрываются специальными красками и лаками. Ну а когда она мне показала висящие на стенах ковры, которые она создает в технике валяния, я, признаться, даже растерялась. Вот вам и заслуженный отдых в 90 лет…
Легких судеб не бывает
Рядом с работами долгожительницы висит настенный календарь. С него смотрит на меня красивая девушка. Это тоже Надежда, только в далеком 1950-м году, когда ей исполнился всего 21 год. Календарь – особенный, именной. Его к 90-летию Надежды Петровны изготовили и подарили ей дети-внуки-правнуки. Каждый новый месяц открывает ее фото: еще одно признание в любви к своей маме-бабушке-прабабушке.
Их было шестеро в семье, и во время Второй мировой они остались без рано умершей мамы. Ох и тяжело было, особенно когда ей, тоже еще девчонке, пришлось заботиться о младших!.. Рассказывая об этом, Надежда не вздыхает горестно, а, совсем наоборот, проявляет уверенность:
– Знаете, не бывает на свете «легких» судеб. Другое дело, как ко всему этому относиться. Как-то так получилось, что даже когда мне приходилось очень и очень тяжело, я всегда старалась в этом искать что-то хорошее. И всегда находила. Это, наверное, всегда меня спасало. Ну а если уж говорить о каких-то жизненных установках, или «девизах», то мой, наверное, звучит так: «Когда плохо, не подавай виду».
Реставрировала исторические здания
У нее удивительная профессия. В 1949 году Надежда Гомонюк окончила Архитектурно-художественное ремесленное училище. По профессии она – лепщик-модельщик. Этим и занималась всю жизнь: восстанавливала лепнину на многих и многих исторических зданиях Одессы.
– После войны столько всего разрушено было. Нужно было все это приводить в порядок. В городе всегда нужны были специалисты по восстановлению лепнины. Вот и мне есть чем гордиться: на многих исторических зданиях города, в том числе и на Железнодорожном вокзале, остались следы моего труда. Когда приезжаю в центр города, смотрю на старые здания, которые когда-то восстанавливала, и очень этим горжусь. Опять же, молодость вспоминаю, – рассказывает Надежда.
Активность – на все сто
Она, кажется, ни секунды не сидит без дела. Активность – на все сто. Газеты, телевизор, лекции – это все, как сама Надежда рассказывает, для нее – сама жизнь.
– Ну а как же иначе? Я очень люблю Украину. Это моя страна, и как же может быть так, что я не интересуюсь, чем она живет сегодня? Вчерашний день – это моя память. Но в стране такие перемены сейчас происходят, как же не держать руку на пульсе? Это же моя жизнь, жизнь моей большой семьи. Ну вот, к примеру, пенсионная реформа. Да, конечно, хотелось бы, чтобы мне пенсию добавляли чаще и больше. Но давайте вдумаемся в суть: так ведь не бывает, чтобы реформы проводились в один день. Я вообще не очень верю в то, что что-то возникает словно «из ниоткуда», вдруг. И я всегда благодарна за то, что уже есть. И этому всегда учила своих детей. Ну и если говорить о той же пенсионной реформе, то если так пойдет и дальше, то, надеюсь, мои дети-внуки-правнуки будут жить достойно – при достойных пенсиях. А это – главное, и в это надо верить.
А еще Надежда уверена вот в чем: старость в ее «негативном понимании» наступает тогда, когда теряется интерес к самой жизни, ее проблемам, ее радостям и горестям. Потому, вероятно, и саму Надежду Петровну назвать старушкой ну никак нельзя.
Всего один «вариант»
Ее «рыбьи» картины и другие работы не раз пытались купить. Напрасно. Надежда ни за что не соглашается их продавать, говорит, что просто не может без того, чтобы что-нибудь не создавать, да и пусть все детям-внукам-правнукам останется. А может, уже и праправнукам. Она вообще не может без рукоделия: чуть ли не с детства научилась шить, да так поднаторела в этом деле, что смоделированные и сшитые ею вещи многие принимали за «импортные, фирменные». Рассказывает об этом – снова улыбается, да так умильно-искренне, что хочется ее обнять.
Что здесь хобби, что – профессия?.. Задаюсь этим вопросом и вдруг понимаю: все дело в какой-то особенной земной мудрости, словно подсказывающей, что «вариант», в общем, один: жить, что называется, полной грудью. Тогда и сама судьба становится завидной – тем самым мастер-классом, только уже в высшем понимании.
Мария Котова
Фото автора