Воскресенье, 6 октября, 2024
ГлавнаяДомашняя энциклопедияВещие и пророческие сны: стоит ли православному человеку верить сновидениям

Вещие и пророческие сны: стоит ли православному человеку верить сновидениям

Каждый человек видит сны, и нередко мы пытаемся разобраться с ними. С точки зрения психологии сон как таковой является результатом работы мозга, который, как известно, никогда не спит. А как церковь относится к снам и нашей вере в вещие сны?

«Батюшка, мне приснился покойник и он…» и дальше по накатанному сценарию: или просил что-то ему передать, или, что еще хуже, звал с собой.

Часто слышу подобные рассуждения от людей, которые пришли в храм срочно «решить проблему». Но на самом деле, проблема лишь в том, что формально православные люди поступают не по-православному и верят в сны. Ибо от лукавого.

Откуда пошла вера в сны

Откуда же пошла вера в сны и почему, по мнению Православной Церкви, она является греховной? А пошла она, как и многие другие современные суеверия, из язычества.

Древние язычники много и часто гадали, проявляя настоящие чудеса изобретательности: по полету птиц, по внутренностям животных и многому другому. И, само собой, гадали по снам. У великого Аристотеля был трактат «О предсказаниях во сне», а Протагор писал: «Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Через сны язычники пытались узнать волю богов, свою судьбу и будущее. Они верили, что во сне боги могут общаться с ними и говорить свою волю.

Христианство принесло в мир новое откровение о том, что Бог любит мир и человека. Это тот самый Бог, который по своей любви создает мир, человека и наделяет его свободой. Пусть даже эта свобода будет направлена против самого Бога. И верующий христианин доверяет своему Богу, зная, что Он ради него был распят на Кресте.

Эта любовь исключает необходимость угадывать будущее. Но если человек, называющий себя христианином, верит в сны, пытается предсказывать по ним будущее, то он не доверяет Богу и не имеет к Нему любви.

Святые Отцы много писали о вере в сны как большом грехе. Памятники церковной письменности говорят о том, что христианин должен с осторожностью относиться ко сну, так как во сне мы сильно подвержены искушениям темных сил. Многие подвижники даже советовали принимать во сне правильное положение тела, чтобы меньше подвергаться лукавым соблазнам.

Сны в Священном Писании

Но как быть со снами в Священном Писании или со снами, описанными в житиях святых? Все мы знаем о вещих снах Иосифа. О Божьих откровениях во сне много и других примеров.

Святые отцы делят сны на три категории: от Бога, природные и от дьявола. Природные сны — это работа нашего подсознания, результат нашей дневной деятельности, запечатленный во сне. Бывают сны от Бога, подобные тем, которые видел Иосиф и многие другие святые. И очень много снов бывает от лукавого, целью которых является ввести человека в заблуждение, начать им манипулировать.

«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1) — призывает нас Священное Писание. Поэтому мы должны внимательно испытывать свои сновидения и очень осторожно к ним относится. Для того, чтобы у вас был сон от Бога, нужно стать святым. Ваша жизнь должна быть посвящена борьбе со страстями, а не быть страстной по своей природе.

Кроме этого, нужно помнить, что даже великие святые очень осторожно относились к своим снам, так как знали, что лукавый всегда ищет лазейку, чтобы их искусить. Зачастую бесы являлись святым в образе ангелов или даже самого Христа.

Если во сне вам являются святые и говорят, что вы уже всего в духовной жизни достигли — гоните этот сон прочь. А если он от Бога? А если он от Него, то Бог найдет способ донести до вас информацию.

По материалам православной прессы

Читайте также:

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине