Масло и спред, сыр и сырный продукт, йогурт натуральный и со вкусом банана или клубники. Мы давно привыкли к таким формулировкам, хотя производители не всегда соблюдают все требования к маркировке продуктов. В связи с этим в июле были приняты два ключевых закона, благодаря которым появятся новые правила маркировки пищевых продуктов и ужесточатся требования к органическому производству.
Этикетка должна быть понятной
Одно из основных правил маркировки продуктов касается внешнего вида этикетки, о чем говорится в проекте «Закона об информации для потребителей пищевых продуктов» №8450 (пока он принят только в первом чтении).
Документ устанавливает требования к минимальному размеру шрифта, которым печатаются состав продукта, условия хранения и срок годности. Производителя обяжут четко сформулировать текст и разместить его на видном месте упаковки. Из содержания этикетки покупатель должен будет получить исчерпывающую и, главное, понятную информации о продукте, который он собирается купить.
Затронет новый закон и любителей маркетинговых уловок. Теперь на этикетке будет запрещено указывать информацию, которая может ввести потребителя в заблуждение. Это касается также рекламы и распространения продуктов.
Обязательно нужно будет указывать, использовались ли при производстве ГМО, наноматериалы*, рафинированное масло или жиры растительного происхождения. А еще производитель обязан будет указать, содержит ли продукт аллергены. Причем обозначить их наличие нужно так, чтобы потребитель понимал, о чем идет речь.
«Эко-»,«био-» и «органик» исчезнут?
Второй документ содержит основные принципы и требования к органическому производству. Они прописаны в законопроекте «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции» №5448-д, который уже отправлен на подпись к президенту.
Причем, в отличие от правил маркировки продуктов, «органический закон», как его прозвали в народе, скорректирует именно производство натуральных и экологически чистых продуктов.
Фактически новый закон говорит о том, что производители уже не имеют права безосновательно использовать на упаковке такие обозначения, как «био-», «эко-» и «органик».
Чтобы сохранить статус «натуральный» для своей продукции, например, фермерам и птицефабрикам придется обеспечить домашней птице вольное содержание. Ведь теперь по закону содержать пернатых в клетках запрещено. При производстве экологически чистой продукции также запрещается применение транквилизаторов и методов электростимуляции животных.
Только продукты, произведенные и изготовленные с учетом новых требований, смогут получить специальную единую для всех маркировку. По ней и можно будет отличить экологически чистые и безопасные товары. Те же продукты, которые были произведены с применением химических удобрений, пестицидов, генетически модифицированных организмов (ГМО), консервантов, стимуляторов, гормонов и другой «химии» даже при всей маркетинговой хитрости теперь не смогут называться «органическими» или «натуральными».
Наша справка
*Наноматериалы – основа для производства функциональных продуктов питания.
Функциональная еда – это натуральные мясные протеины и пептиды, которые, по сути, являются примером качественной еды нового поколения.
Татьяна Сярова