22 июня – роковая дата в истории Украины. Ровно 77 лет назад началась война. Та, которую мы называем Великой Отечественной. Победа в мае 1945-го – это заслуга и подвиг всех народов бывшего СССР. Но у каждой победы должен быть свой символ и герой. По крайней мере так считали руководители Страны Советов. И на эту роль они выдвинули Георгия Жукова, которого нарекли «маршалом Победы».
Памятники и мемориальные доски снести
Вспомнить об этом человеке в преддверии Дня скорби и чествования памяти жертв войны мы решили еще и потому, что недавно с инициативой о сносе памятников, мемориальных досок и переименовании улиц, установленных и названных в честь маршала, выступил директор Украинского института национальной памяти Вячеслав Вятрович. Отвечая на письменный запрос одного из депутатов Харьковского облсовета относительно возможности демонтажа и переименования, Вятрович разъяснил, что в рамках действующего закона о декоммунизации это делать можно. Покойному Жукову вменяется то, что он был причастен к установлению советской власти вооруженным путем, а также занимал руководящие должности в коммунистической партии и высших органах власти и управления. Как заключает директор Украинского института нацпамяти, действия Жукова привели к уничтожению сотен тысяч украинцев и лиц других национальностей.
Брал Берлин и посылал пехоту на минные поля
Лично для меня, родившегося в эпоху брежневского застоя, долгое время Георгий Жуков ассоциировался с актером Михаилом Ульяновым. Вернее, для меня Жуков – это и был Ульянов, свыше 20 раз сыгравший смелого, прямолинейного, жесткого, но справедливого маршала, который мог возразить даже диктатору Сталину. Но это был художественный образ, который воссоздал великий мастер, хотя, по собственному признанию, сам он ни разу не встречался с настоящим Жуковым.
В свою очередь власть имущие бывшего Союза (Сталин, Хрущев, Брежнев) в годы своего правления по-разному относились к строптивому маршалу. Они то выдвигали его и его воинские заслуги на передний план, то задвигали подальше с глаз долой и подвергали опале. Но теперь уже даже мертвый маршал вновь попал в опалу. Почему? И каким же был живой Жуков и какова его роль в войне?
В советском энциклопедическом словаре, изданном в 1988 году, сказано, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов маршал Жуков командовал войсками Резервного, Ленинградского, Западного, 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. Под его командованием войска принимали участие в Ленинградской и Московской битвах, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях. Как заместитель Верховного главнокомандующего Жуков координировал действия фронтов в Сталинградской и других битвах, а 8 мая 1945 года принял капитуляцию от фашистской Германии.
Это, конечно, все так. Факты – вещь упрямая. Командовал, координировал и победы одерживал. Только какой ценой? Говорят, что большой. К примеру, в своих военных мемуарах американский генерал и 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр вспоминал, что в бытность своего командования союзными войсками в годы Второй мировой войны он поинтересовался у Жукова о методе наступления советских войск через немецкие минные поля, ставшие причиной американских многочисленных потерь. Ответ советского маршала ошеломил американского генерала и звучал приблизительно так:
«Когда мы наталкивались на минное поле, наша пехота атаковала точно так же, как будто бы его там не было. Потери, которые мы несем от противопехотных мин, мы считаем равными только тем, которые понесли бы от пулеметного огня и артиллерии, если бы немцы вместо минных полей решили защищать этот участок сильным войсковым соединением. Но атакующая пехота не подрывает противотанковые мины. После того как она проникает вглубь минного поля и создает плацдарм, подходят саперы и проделывают проходы, через которые может пройти наша боевая техника…»
Возможно, в этом и был весь Жуков. А сам Эйзенхауэр, по его словам, представил себе, что произошло бы с любым американским или британским командующим, если бы он следовал подобной тактике…
Зачем вооружать этих «хохлов»?
В качестве одного из аргументов в пользу применения закона о декоммунизации к имени Жукова директор Украинского института нацпамяти Вячеслав Вятрович приводит факт того, что своими приказами маршал обрек на смерть тысячи украинцев, призванных в ряды Красной Армии в 1943 году. В народе их прозвали «пиджачниками», «черносвитниками» и «черной пехотой» из-за того, что при форсировании Днепра, освобождении Киева и других регионов Украины они шли в бой без оружия и обмундирования. Историки утверждают, что во время специального совещания перед началом форсирования Днепра на вопрос командиров, во что одеть и чем вооружить 300 тысяч мобилизованных, Жуков ответил: «Зачем обмундировывать и вооружать этих хохлов? Все они – предатели! Чем больше в Днепре потопим, тем меньше после войны придется в Сибирь ссылать».
***
Так кем же был Жуков – великим полководцем или злым гением? Как ответить, если учесть, что за свои, за наши победы во Второй мировой войне он легко расплачивался жизнями тысяч людей, которые можно было сохранить?
Александр Дмитриев