Даже те, кто часто посещает церковь, не всегда могут объяснить те или иные обычаи или традиции. Например, почему в церковных обрядах используют вино, существует ли монашество в других религиях и можно ли подавать милостыню.
Патриархи выбирали вино во Франции
После того как князь Владимир окрестил Киевскую Русь, он перенял многие обычаи и традиции Византии. Одним из церковных обрядов было причастие, для которого требовалось вино. В то время специального церковного вина еще не было, и священники, учитывая вкусы местного населения, выбирали для этого обряда крепкие и сладкие вина. Существует версия, что патриархи православной церкви специально путешествовали по винодельческим регионам Франции, чтобы выбрать вино для причастия. Они остановили свой выбор на вине из Каора, которое, по названию города, в нашей стране получило название «кагор».
Окончательно кагор утвердился в качестве церковного вина в 1699 году, когда впервые было напечатано «Учительное известие». Это был сборник наставлений для священника о том, как правильно проводить богослужения и готовиться к ним. В документе было сказано, что для причастия и прочих обрядов церковь должна использовать только сладкое натуральное виноградное вино. Цвет напитка специально не оговаривался, однако, учитывая тот факт, что вино считалось кровью Христовой, логично было использовать напиток густого красного цвета. Этим требованиям идеально отвечал кагор. Кроме того, считалось, что в небольших количествах он благотворно влияет на организм и очищает его. Правда, рецепт настоящего церковного кагора отличается от того, что можно купить в магазине и даже от французских аналогов.
Монашество как подражание жизни Христа
Слово «монах» пришло к нам из Греции и в переводе означает «одинокий, живущий уединенно». По своему первоначальному замыслу, монашество было путем к совершенству и подражанием жизни Иисуса. Кроме того, монашеский образ жизни всегда считался не выбором человека, а его призванием.
Люди, которые раздавали свое имущество и посвящали жизнь служению Богу, стали появляться еще в первые века христианства, но официально монашество появилось только в IV веке. Первым монахом-отшельником стал Антоний Великий, а монастырское монашество основал Пахомий Великий. Монастыри населяли послушники, монахи и схимники. Но многим подвижникам простого отшельничества казалось мало. Тогда они стали проповедовать полное отречение от мира и предложили новые формы монашества – затворничество, молчальничество и столпничество (непрерывная молитва на «столпе»).
Интересно, что ислам – единственная религия, где монашество не прижилось. Правда, к христианским монахам-отшельникам мусульмане относятся уважительно: даже во время военных действий убийство монаха считается тяжким грехом.
(подзаг) Милостыня: уроки нравственного воспитания
С древности нищенство не считалось чем-то зазорным, напротив, было орудием нравственного воспитания человека. Еще Владимир Креститель предлагал всем нищим и убогим приходить на княжеский двор и брать не только еду и питье, но и деньги из казны.
Священники говорят, что подавать милостыню нужно с умом. Например, не стоит давать деньги тому, кто находится в состоянии опьянения, так как этот человек, скорее всего, потратит деньги на алкоголь. Также нельзя подавать тем «нищим», которые сделали попрошайничество своей профессией.
Давать деньги нужно действительно нуждающимся, причем делать это от чистого сердца, не ожидая взамен никаких «наград» свыше. Подавать милостыню можно у входа в храм или на рынок. Если подаяние просят дети младше 15 лет, то им лучше давать только продукты.
Интересный факт
Афонских монахов не хоронят в гробах. Их в зашитой монашеской мантии опускают в могилу, сверху укрывают мраморными плитами (для того чтобы предотвратить возможные повреждения костей) и засыпают землей. По прошествии трех-пяти лет братия монастыря спускается в усыпальницу, вынимает кости монаха из могилы и переносит в Костницу. Все дело в том, что Афон расположен в гористой местности с каменистой почвой, и устраивать обширные кладбища здесь не представляется возможным.