Сложно адаптироваться и приходить на работу в любой коллектив, где уже есть устоявшиеся правила и традиции. Но самое сложное — это попасть в коллектив, в котором сотрудники относятся к разным возрастным категориям. Непросто приходится пожилым или людям предпенсионного возраста среди молодых, ведь работа с молодежью имеет свои нюансы. Попробуем разобраться в них и постараемся избежать лишних проблем.
Не бойтесь трудностей
Для начала ничего не бойтесь: ничего страшного не случится. Несмотря на то что внешний вид, привычки, манера разговора и поведения молодых людей может очень отличаться от вашей, в остальном они такие же люди.
Есть прекрасный фильм «Стажер», который смотрится с огромным удовольствием в любом возрасте. В нем рассказывается история пенсионера, который по социальной программе «работа для пенсионеров» попал в молодежную фирму — интернет-магазин, торгующий модной одеждой. Все было совершенно другим. И вдруг оказалось, что именно в молодежной среде были так необходимы те качества, которыми обладал человек в возрасте. Умение быть самим собой и не бояться трудностей позволило главному герою добиться успеха в совершенно не свойственной для него среде. Эти же качества помогут и вам. К тому же, у людей старшего возраста есть масса других достоинств.
Опыт. Ситуация, в которой более молодой человек просто не сможет разобраться, может оказаться легкой для старшего человека, который уже встречался с подобным. Именно по этой причине сейчас изменяется тенденция в мире, когда возрастной ценз при приеме на работу не считается определяющим. Глупо отказывать человеку только по причине возраста, если у него есть знания, которыми не может обладать недавний выпускник вуза!
Дисциплинированность и постоянство. Человек старшего возраста более дисциплинирован, чем молодые. Он менее склонен к смене работодателя. Он хочет найти свою «гавань», где есть стабильность. Но все это работает только в том случае, если сотруднику приятно приходить на работу.
Умение слушать. Пожилые сотрудники легче молодых переносят критику. Если критика по делу и разумная, то обижаться на нее глупо. К тому же, если человек дорожит своим местом, он стремится прислушиваться к замечаниям начальника.
Забудьте о прошлом
Несмотря на очевидные плюсы опытного сотрудника, в разновозрастном коллективе по любому могут возникать неприятные ситуации. Их желательно избегать или сводить на нет. Как это сделать?
1. Никого не поучайте. Старайтесь не воспитывать тех, кто живет по правилам, которые вам не понятны, и не делайте замечания. Не вспоминайте прошлое традиционной фразой «а вот в мое время…».
2. Привыкайте к новым условиям. Иногда ситуация бывает тяжелой и непонятной, но не стоит сразу впадать в отчаяние. Нужно сделать глубокий вдох, успокоиться и сказать, что вы обязательно справитесь с этим. Поверьте, именно так и произойдет. А результат будет даже лучше всех ваших ожиданий.
3. Будьте самим собой. Держитесь уверенно, ведите себя естественно и без напряжения. Помните: мудрого, позитивного и внимательного сотрудника хотят видеть в любом коллективе. Так будьте таким.
«Мне все по плечу!»
Что делать, если вы уже не молоды, а предстоит освоить новую профессию? Прежде всего донесите до начальства, что вы с удовольствием поучитесь новому и искренне стремитесь разобраться в непривычной для себя отрасли.
Ирина Лобусова