Люди, которые любят слушать только похвалу и лесть в свой адрес, и совершенно не воспринимают критические замечания, обречены на провал. Критика просто необходима для развития человека. Совсем другое дело, что нужно уметь различать критику и критиканство, а также научиться правильно принимать замечания других людей.
Отделяйте зерна от плевел
Первое, чему должен научиться каждый человек — отделять конструктивную критику от критиканства. Конструктивную критику, как правило, мы слышим от близких людей, или от тех, кому мы небезразличны. К такой критике обязательно нужно прислушиваться и принимать ее во внимание. Правильная критика призвана помочь человеку, которого критикуют, выявить свои ошибки, посмотреть на них со стороны и исправить положение.
Критиканство — это прежде всего злая критика. Она призвана не помочь человеку, а показать насколько «хорош» сам критик. Посредством критиканства такие люди пытаются повысить свою самооценку и зачастую критикуют не мнение или поведение человека, а его самого. Такую критику не стоит принимать близко к сердцу. Кроме неприятного осадка никакого толку от критиканства не будет.
Психолог Дарья Сорокатова советует своим клиентам вообще не реагировать на критиканство. Она рекомендует при необоснованной критике мысленно нарисовать зеркальную стену между собой и агрессивно-настроенным критиканом. Так вы сможете спастись от его нападок, а он, не видя вашей реакции, перестанет нападать и в скором времени оставит свои попытки.
Услышав критику — подумайте
Любая критика имеет право на существование. Другое дело как вы к ней относитесь. Критиканство психологи рекомендуют навсегда оставить за пределами вашего понимания. Даже не пытайтесь копаться в этих замечаниях и тем более что-то исправить. Совсем другого поведения требует конструктивная критика.
Дарья Сорокатова советует придерживаться трех важных правил.
1 Проанализируйте ситуацию. Услышав критику в свой адрес попытайтесь проанализировать и понять, что именно хотел сказать человек, делая вам замечание. На всякий случай попросите его уточнить смысл сказанных слов, чтобы избежать двоякой трактовки и лишних обид.
2. Обратите внимание, что критикуют. Если критикуют вас как личность — значит пришло время мысленно возвести зеркальную стену. Если же человек пытается проанализировать ваше поведение — это критика несет позитивный заряд и, прислушиваясь к ней, вы только выиграете. Психолог советует внимательно и до конца выслушать своего оппонента и только потом принимать какое-либо решение и постараться исправить ситуацию, если это возможно.
3. Не делайте одних и тех же ошибок. Если вам важно мнение человека, который однажды сделал вам замечание или выступил с конструктивной критикой в ваш адрес, постарайтесь не делать больше таких ошибок. Самое главное, не нужно обижаться на критику, тем более если она обоснована и вы с ней согласились. Наоборот, поблагодарите человека и впредь всегда прислушивайтесь к его мнение.
На любую критику — улыбайтесь!
Психологи утверждают, что улыбка имеет большую силу. Если вы услышали критику в свой адрес, какой бы неприятной она не оказалась — улыбнитесь. Улыбка поможет вам расслабиться и трезво взглянуть на вещи. А также ваша добродушная улыбка умерит пыл вашего оппонента.