«Хрущевки» до сих пор неотъемлимая часть архитектуры многих украинских городов. Среди крупных городов Украины первенство по удельному весу «хрущевок» принадлежит Одессе, здесь таковых насчитывается более тысячи. На «хрущевки» приходится 18% жилфонда, а живут в них 20% одесситов. Практически все они были построены между 1961 и 1973 годами и уже сегодня многие сомневаются в их устойчивости. Чтобы понять, есть ли будущее у панельных пятиэтажек, следует немного покопаться в их истории.
Площадь выживания
Очень часто приходится слышать нарекания на изобретателей и строителей «хрущевок»: как можно было придумать такое неудобное и хлипкое жилье? Замечание это несправедливо. Сегодня, привыкнув к более просторным и комфортным квартирам, мы не задумываемся над тем, что когда-то миллионы семей ютились в одной комнатушке в коммунальной квартире, и всего за 15-20 лет государство смогло обеспечить этих людей отдельным жильем, причем, как правило, бесплатно.
Во времена правления Сталина, все силы государства были брошены на строительство предприятий и общественных учреждений, а вот жилищная проблема оказалась в тени. После войны положение стало настолько острым, что многие люди в окружении Сталина считали жилищную проблему едва ли не главным вопросом национальной безопасности. Среди них были и прозорливый Лаврентий Берия, и деятельный Никита Хрущев. Впоследствии борьбу за власть выиграл Никита Сергеевич, поэтому панельные домики называют «хрущевками», а не «бериевками».
Одесса еще до революции 1917 года была перенаселенным городом, где многие снимали угол под крышей или жили в подвалах. Разрушения военных лет в Одессе были очень значительными – в городе только к 1954 году смогли восстановить прежний уровень жилфонда – 5,45 млн. метров общей площади. То есть – около 9 кв. метров на человека.
Эволюция одной формы
Вообще, классической «хрущевкой» считается панельная. Именно такими домами с 1956 года застраивался район «Черемушки» в Москве. Прошли годы, прежде чем домостроительные комбинаты появились и в других городах, а пока жилье нового типа строили из подручных материалов.
Первые пятиэтажные дома-коробки появились в центре Одессы в 1958-1960 годах. Это – «лжехрущевки», напоминающие их внешне, но другие по содержанию. Таковы, например, Г-образные дома на углу улиц Ришельевской и Успенской. По планировкам они ближе к «сталинкам», к тому же, у них высокие (до 3-х метров) потолки. Строились эти дома, как правило, из ракушечника. В центре города и на Молдаванке их не более 20 штук, а больше всего – вдоль улицы Успенской.
Дебютом настоящей «хрущевки» или, как тогда говорили, «дома малогабаритных квартир посемейного заселения», стал сданный в 1958 году блочный дом на улице Богдана Хмельницкого, 3. Тогда же начинается строительство одесских «Черемушек» вдоль улицы Сегедской, а с 1961-1962 годов форсированными темпами застраиваются Фонтан и Юго-Западный массив (в части, расположенной к востоку от улицы Космонавтов).
Корпуса из кирпичных либо бетонных блоков насчитывают 3-4 парадные и ставятся тесными рядами, как правило, перпендикулярно улице, по которой индексируется адрес.
Эпоха панельных «хрущевок» в Одессе начинается с 1965 года, хотя первый подобный дом был построен еще в 1961 году по улице Новикова, 12 (Застава). «Панель» преобладает в новых кварталах Черемушек и повсеместно используется на поселках Котовского и Таирова. Сборные корпуса стали ставить более просторно, чаще всего параллельно улице, а иногда и гнездовым способом, образуя квадратные дворы.
К слову, большим достоинством «хрущевок» является то, что они образуют систему нормальных дворов – не огромных, как в высотных районах, но и не тесных, как в центре. Здесь (опять-таки, в перспективе) можно обустроить идеальную среду для игр детей и отдыха взрослых.
Его величество «формат»
В зависимости от времени постройки и материалов в «хрущевках» отличаются и жилищные условия. Так, кирпичные дома, которых особенно много на Варненской, отличаются лучшей тепло– и звукоизоляцией, а в районах панельной застройки более свободное расположение вытянутых корпусов способствует образованию сквозняков.
Впрочем, главным недостатком «хрущевок», признаваемым уже в те времена, было низкое качество, обусловленное экономией материалов, а также поспешностью и плохой организацией работ. Например, в 1969 году выяснилось, что из 150 домов, построенных домостроительным комбинатом №1 с 1960 года, 70 домов к тому времени уже нуждались в серьезном ремонте. Основные недостатки: плохо заделанные стыки, кривые окна и дверные проемы, неровные стены, забитая система вентиляции.
Между тем, обжитые одесситами «хрущевки» простояли 50 лет и, по всей видимости, простоят еще долго – хотя бы потому, что большинству их жителей просто некуда деваться. Малогабаритные квартиры до сих пор остаются ходовым товаром на рынке недвижимости. Следует отметить, что во многих странах Восточной Европы и в Прибалтике, «хрущевки» укрепляют и утепляют, что удваивает запас их прочности, а стоит всего 5-7 тыс. долларов на квартиру. Это гораздо выгоднее, чем сносить дома, отселяя жильцов. Однако в наших условиях и такой сценарий пока кажется фантастическим.
Спрос на «хрущевки» есть. И в очередной раз мы убедились в этом в пору кризиса, когда самый дешевый формат жилья оказался самым устойчивым. Сегодня «хрущевка» наравне с новостроем – шанс на собственное жилье для молодой семьи. Цены на 1-комнатные квартиры на поселке Котовского начинаются с 28-32 тыс. долл., на Черемушках – с 32-35 тыс. 3-комнатные квартиры в спальных районах можно найти за 45-50 тыс. Учитывая, что людей, получавших квартиры в 60-70-х годах становится все меньше, «хрущевки» останутся ходовым товаром на рынке недвижимости и, возможно, даже подешевеют. А это значит, что списывать их со счетов преждевременно.
Жизнь под линейку
Вопросом дешевого жилья для масс занимались и до Хрущева, причем не только в СССР. Изобретение «минималки» по праву принадлежит немецким ученым-гигиенистам, которые еще в 80-х годах ХІХ века пытались подсчитать, сколько места нужно человеку, скажем, для того, чтобы встать с кровати, почитать газету, почистить зубы. Эти нормы взяли на вооружение строители, и в Германии понемногу стали появляться стандартизированные дома для рабочих.
В СССР подобными вопросами в 1930-х годах подробно занимался москвич Лазарь Чериковер. Именно благодаря ему мы знаем, что прихожая шириной 110 см достаточна для того, чтобы человеку и раздеться, и пальто повесить. Чтобы умыться, человеку нужно всего полметра перед раковиной, а чтобы вытереться банным полотенцем – 110 см. Всю домашнюю деятельность он разбил на 72 операции и подсчитал, какое пространство требует каждая из них.
В дальнейшем эти предписания вошли в строительные нормы и правила – СНИПы, а планировщики разработали хорошо известные нам проекты «распашенок», «полураспашенок», «трамваев», «московок», «болгарок» и так далее.
Кстати, «пятиэтажный канон» возник потому, что именно на такую высоту, согласно расчетам медиков, пожилой человек мог подняться без лифта. Отсутствие последнего сокращало издержки застройщика на 8%. А «понижение» потолков с 3 до 2,5 метров позволило сократить затраты еще на 4%.
Михаил Мейзерский. Печатается с сокращениями. Полностью материал можно прочитать на сайте happymisto.od.ua