Одесситке Вере Григорьевне Яворской 79 лет. Рядом с ее домом находится супермаркет «Сильпо» (ул. Черняховского, 1), в котором ей всегда было удобно делать покупки. Но туда она уже боится ходить из-за того, что ее постоянно останавливают охранники и требуют показать сумку. А недавний инцидент с задержанием ее в супермаркете на четыре часа плохо повлиял на здоровье женщины. Отчаявшись найти справедливость и понимание у представителей власти пожилая женщина обратилась с жалобой в газету «На пенсии». Мы попытались разобраться в этой ситуации.
В «рамке» законов?
Сегодня почти все супермаркеты оборудованы рамками, которые подают сигнал, если покупатель выносит неоплаченный продукт. В таких случаях предполагаемого вора останавливает охрана магазина. Но порой случаются ошибки.
– Меня в этом магазине постоянно задерживает охрана и требует показать сумку, – рассказывает Вера Яворская. – Я спрашивала, почему ваша рамка срабатывает на мне. Ведь я оплатила свой товар. Но они ничего не могли мне объяснить. Проверяли сумку и отпускали. Я это терпела. Но мне это надоело – неудобно, когда тебя у всех на глазах обыскивают, а ты не виновен.
Пенсионерка обратилась за советом к юристам и они посоветовали, в случае задержания и обыска охраной магазина, требовать составить акт.
– В очередной раз охранник задержал меня. Я сказала, что покажу сумку и позволю себя обыскать, если будет составлен протокол. Охранники долго не соглашалась, но потом уступили.
Вера Григорьевна с актом от 18 сентября 2015 года, подписанным сотрудниками службы безопасности супермаркета «Сильпо» В.Д. Пупковым и В.Г. Слюсаридзе, снова обратилась к специалистам. По сути, этот акт – свидетельство неправомерных действий службы охраны. Но юрист коммунального учреждения «Специализированное учреждение по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи в Одессе» в райадминистрации Приморского района (ул. Канатная, 134) посоветовал пенсионерке не связываться с судом и не просить возмещения морального ущерба, так как… «из этого ничего не выйдет, а судебные расходы будут большими».
Четыре часа проверки
Из газеты «На пенсии» пенсионерка узнала, что в магазине охрана не имеет права ее обыскивать, а в случае задержания – нужно вызывать полицию. Если же подозрения не подтвердятся, потерпевший имеет право требовать возмещения причиненного такими действиями морального ущерба.
И вот 11 декабря 2015 года в 21.00 в супермаркете «Сильпо» на Веру Григорьевну снова «сработала» рамка. Охранники попросили пенсионерку показать вещи.
– Я отказалась предъявлять свою сумку на осмотр и предложила вызвать патрульную полицию. Полицейские прибыли. Но они не захотели составлять протокол, а требовали показать сумку. Я отказалась. Прибыл еще один патруль. Снова требовали показать сумку. Так меня продержали 3 часа в супермаркете. Потом объявили, что повезут в райотдел. Меня посадили в машину. В ней я просидела целый час. А во втором часу ночи меня высадили и сказали, что я свободна. И даже не извинились. Все эти четыре часа для меня были пыткой. Я знала, что не виновата. Но не могла этого доказать, потому что протокол так и не был составлен. В супермаркет теперь я заходить опасаюсь. А где искать правды не знаю.
Вера Григорьевна обратилась с письмами к депутатам горсовета Светлане Осауленко и Денису Балуху, но ответов так и не получила. В управлении по делам защиты прав потребителей ей объяснили, что защищают качество товара и передали ее письмо в другую инстанцию.
– Пока меня проверяли, было такое ощущение, что я в гестапо, – сетует Вера Григорьевна. – Мне было обидно и горько, что я не могу доказать свою правоту. Казалось бы пришло новое время: везде говорят о реформах, рассказывают о правах человека. Но, если я не могу даже получить никакого возмещения за противоправные действия охраны, что же тогда поменялось в стране?
По «горячим» следам
Вместе с Верой Григорьевной мы отправились в супермаркет «Сильпо». Как сообщил нам начальник службы охраны Владимир Беляев, его сотрудники не имеют права обыскивать и задерживать покупателей — могут только вызвать полицию в случае подозрения в краже товара. На вопрос о том, насколько были правомерными действия сотрудников охраны, которые обыскали пенсионерку и составили об этом акт, начальник службы только пожал плечами, сказав, что это было без его ведома, так как он приступил к обязанностям только в октябре 2015 года. Более того, сотрудники, обыскивавшие Яворскую, в магазине уже не работают.
– Из-за того, что стало больше попыток вынести неоплаченные продукты, мы ужесточили контроль. Рамки позволяют нам определить кражу товара из супермаркета, – объяснил начальник службы охраны. – Но они бывает, срабатывают, когда не размагнитили товар при покупке в другом магазине. Если срабатывает рамка, мы просим показать чек. И покупатели в большинстве случаев не спорят, сами открывают пакет или сумку, показывая, что неоплаченного товара нет. В декабре наши сотрудники задержали Яворскую из-за того что сработала система сигнализации. Она отказалась показать сумку. И дальше уже разбиралась полиция.
От редакции. Мы уже ранее рассказывали о правах и обязаннастях охранников в супермаркетах. Случай, произошедший с нашей читательницей, отнюдь не единичный – мы сталкиваемся с подобными неправомерными действиями со стороны охраны супермаркетов и больших торговых точек почти ежедневно. А робкие попытки «добиться правды» – наталкиваются на глухую стену незнания элементарных правил и Законов со стороны тех, кто эти правила и Законы должен защищать и неукоснительно исполнять. И конечно, наверное наивно ждать извинений за совершенные ошибки от упитанных молодчиков из служб охраны, но на вежливость полиции мы уже вправе рассчитывать – нам в этом клялись. Потому и хотелось бы у них спросить, почему перед пожилой женщиной никто так и не извинился и не проводил в час ночи ее домой, пусть и живет она через дорогу от маркета? Одесса, ночь, неужели вы всех подонков по дворам поразгоняли?..
От себя мы можем только посоветовать в подобных спорных ситуациях всегда пытаться отстаивать свои права — без этого изменить ситуацию в лучшую сторону будет невозможно.
Комментарий полиции
В пресс-службе Приморского отдела полиции Одессы, нам сообщили, что на выезд в супермаркет «Сильпо» на улице Черняховского прибыл полицейский патруль, но нарушений выявлено не было:
– Сотрудники правоохранительных органов отсмотрели запись на видеокамерах, которые установлены в магазине и поняли, что покупательница невиновна. Состава преступления не было. Поэтому покупательницу отпустили.
Свое мнение
Антон Дмитриев, представитель общественного международного движения «Нет хамам»:
– Сегодня много случаев, когда охранники в супермаркетах останавливают людей без причины и проверяют сумки. Есть случаи, когда охранники вымогают деньги с покупателей. Но люди боятся подать заявление в полицию. И наша задача с этим бороться и разъяснять, как надо себя вести.
Если на вас сработала рамка в магазине, и вы уверены в своей невиновности, вы можете уйти, игнорируя просьбы охранников, руководствуясь Статьей 29 Конституции Украины, которая гарантирует гражданам право на свободу и личную неприкосновенность. Если охрана имеет намерение вас задержать, и провести осмотр вещей или обыск, напомните охранникам, что это вправе делать только полиция.
Если охрана магазина вынуждает «пройти в комнату», то вы имеете полное право отказаться. Если же охрана настойчива, нужно вызвать полицию и сообщить о задержании, применении либо угрозе применения насилия со стороны охраны.
Справка «НП»
В статье 263 Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» предусмотрено, что задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов.
Согласно пункту 5 части первой статьи 11 Закона Украины «О полиции», правоохранителям предоставлено право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях на срок до трех часов лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по сути.
Нина Илина