Тема льготных перевозок пассажиров — одна из самых проблемных в Украине. Предприятия-перевозчики жалуются из года в год, что денег, выделяемых им в качестве компенсации за льготные перевозки из госбюджета, явно не хватает. С начала 2016 года ситуация обострилась еще больше и вопрос льготных перевозок фактически завис в воздухе.
Почему это произошло и можно ли изменить создавшееся положение?
Никто никуда не едет…
С начала нынешнего года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в законодательные акты относительно стабилизации финансового положения государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики». В проекте указанного Закона планировалось передать органам местного самоуправления право предоставлять некоторые виды льгот, в том числе и на проезд (об этом мы писали в №3 от 19 января 2016 г.). Соответственно, расходы должны были нести местные бюджеты. В последний момент эти изменения в законодательство не приняли, а в госбюджете финансирование не предусмотрели. В итоге вышло, что с 1 января 2016 года льготные перевозки отдельных категорий граждан не финансируются вообще.
Это касается:
- инвалидов войны и лиц, приравненных к ним;
- чернобыльцев 1 и 2 категории; а также детей, потерпевших в результате аварии на ЧАЭС;
- ветеранов: воинской службы, органов внутренних дел, налоговой милиции, Государственной пожарной охраны, Государственной криминально-исполнительной службы, службы гражданской обороны, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
- инвалидов 1 и 2 групп;
- детей-инвалидов.
Указанные категории льготников пока не могут рассчитывать на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, не говоря уже о поездках железнодорожным, водным и междугородным автотранспортом (кому это положено соответствующими законами). Цена вопроса — 2,2 млрд. гривен.
…и пожаловаться некому
Министр соцполитики Павел Розенко тоже высказал свое мнение насчет «нестандартности возникшей ситуации» с финансированием льготного проезда, когда и в госбюджете денег не предусмотрено, и право местных органам окончательно не передано.
— В течение одного-двух месяцев мы решим этот вопрос. Частично льготный проезд будет в компетенции местных органов, — заверил Розенко. — Логика изначально у нас была простая. Мы не просто передавали местным органам власти финансирование. Мы говорили о том, что система льгот на проезд должна устанавливаться на местах.
В то же время ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко уверена, что попытка передать финансирование льгот на местный уровень — повод вообще забыть о них.
Ситуация, возникшая с компенсацией льготного проезда, серьезно обсуждалась в Чернигове при участии автоперевозчиков, представителей областной организации профсоюзов и льготных категорий населения. Там даже было принято решение приостановить осуществление льготных перевозок и направить его во все структуры: в облгосадминистрации, городские советы и главам районных администраций. А пока перевозчики и представители власти решают вопрос финансирования, льготники даже не понимают, кто виноват и кому жаловаться?
Бабушка, предъявите талончик!
В том же Чернигове бурно обсуждают и предоставление льготного проезда пенсионерам в троллейбусах, что вполне может стать неприятным прецедентом.
Проблему убытков Черниговского троллейбусного управления от перевозки льготных категорий предлагают решать двумя путями — по выбору: либо убрать убыточные маршруты, либо заставить пенсионеров платить 50% стоимости проезда (1 гривна) и оставить все маршруты. Такие идеи озвучил профильный заместитель городского головы Александр Кириченко.
Если пенсионеров Чернигова лишат бесплатного проезда в городском электротранспорте, эта практика может распространиться и на другие регионы. В то же время напомним, что в Постановлении Кабинета Министров №354 от 17 мая 1993 года отмечается, что пенсионеры по возрасту имеют право на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме метрополитена и такси) и пригородных маршрутах.
Кстати, пока решался вопрос об отмене льготного проезда с 1 июня 2015 года, пенсионеров долго держали в напряжении. Уже тогда поговаривали о введении адресной помощи на проезд, идея введения которой представлялась довольно сомнительной. Если выплатить компенсацию предприятиям-перевозчикам составляет проблему не одного года, то где гарантия, что пожилые люди и представители льготных категорий дождутся этой самой адресной помощи?
Кто должен ездить бесплатно?
Сегодня на законодательном уровне право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте сохранено:
- пенсионерам по возрасту;
- инвалидам войны и лицам, приравненным к ним;
- участникам боевых действий;
- реабилитированным гражданам;
- ветеранам воинской службы (налоговой милиции, органов внутренних дел и пр.);
- чернобыльцам I-II категории (ликвидаторы аварии на ЧАЭС) и детям, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы;
- инвалидам I-II группы и детям-инвалидам;
- детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей.