Жители городов и сел в зоне проведения АТО оказались в сложнейшей ситуации. Получить государственную помощь по месту проживания теперь невозможно, а условия, при которых они могут оформить пенсии и другие социальные выплаты, меняются каждый месяц. Как себя вести, куда бежать, с кем сражаться — непонятно. Стороны конфликта обвиняют друг друга в немилосердии и говорят: обеспечивайте сами своих стариков. А чьи они – эти старики? И вышло, что они оказались не нужны ни тем, кто сражается за счастье жителей Донецка, Горловки или Луганска, ни тем, кто продолжает уверять, что страна едина и Донбасс — это Украина…
Бизнес на переселении
Когда стало ясно, что социальных денег по месту проживания не будет ни от тех, кто обещал, но передумал, ни от тех, кто практически молча еще летом «заморозил» выплаты, в городах, временно оккупированных террористами, началась паника. Люди обсуждают, возмущаются, но от пенсий не отказываются, несмотря на свои политические пристрастия. Едут перерегистрироваться на подконтрольной Украине территории.
– Я не понимаю, почему правительство решило «оторваться» именно на нас? Свои песни мы заработали, и не наша вина в том, что за столько лет в государстве Украина не была сформирована нормальная информационная политика, которая бы не допустила такой катастрофы. Силовые структуры были завербованы врагами, а кричавшие на митингах «За Расею» старики — только пешки! Армию загубили, отразить агрессию не в состоянии, а виноваты старики? – возмущается бывший учитель, а сейчас пенсионер Николай Тимофеевич из Горловки, который считает себя вполне проукраинско настроенным. Еще летом он уехал в Часов Яр, где за небольшую сумму снимает однокомнатную квартиру, как может помогает армии, хотя, скорее, сам нуждается в помощи – переоформленной пенсии он пока еще не увидел.
Особенно популярными для «пенсионного туризма» стали города, находящиеся рядом с линией фронта. Артемовск, например, находится недалеко от Горловки, Енакиево, Донецка и городков Лугащины, поэтому желающих зарегистрироваться здесь оказалось немало. За последние три месяца в артемовском отделении Пенсионного фонда появилось 49 тысяч новых пенсионеров. Это почти столько же, сколько проживает в самом городе.
Попасть на прием к специалисту фонда не так-то просто: количество посетителей в очереди ежедневно достигает 500 человек. И, конечно, не всем удается попасть в первый день. Юркие «гиды» из охваченных сепаратизмом городов за определенную мзду обещают выезжающим для оформления пенсионерам «все и быстро», в бизнесе одного дня задействованы сотни людей. Обычные, «некоммерческие» пенсионеры вынуждены ночевать на вокзалах, чтобы спозаранку бежать на перекличку у фонда.
Социальная напряженность росла пропорционально увеличению количества желающих стать на учет. Те, кому повезло, вздыхали с облегчением и начинали ждать свои пенсии. Они еще не знали, что это не все испытания.
Заветную справку получить непросто
Успокаиваться было рано. В октябре Кабинет Министров Украины решил создать официальную электронную базу всех переселенцев. Для этого в управлениях труда и соцзащиты нужно было получить справки, а уже оформившим пенсию нужно было донести их в фонд. Зарегистрировавшимся, кстати, можно было оформить и государственную помощь на жилье для временно перемещенных лиц (аренду, коммунальные услуги), размер которой не должен превышать 2400 гривен. Но разночтения в Постановах №505 и №509 привели к появлению различных местных правил оформления этой справки.
– Да, прямо в этих постановлениях не написано, что переселенец должен предоставить подтверждение того, где он проживает. Но в пункте 8 сказано, что управление имеет право отказать в регистрации, если есть факты, которые опровергают то, что человек, действительно, переселенец. Мы не можем проверить, где проживает человек, в течение одного дня, в который по закону нужно выдать справки. Поэтому мы решили требовать подтверждение от ЖЭКов или домоуправлений. Сами понимаете, город близко к линии разграничения – многие хотят просто получить лишние деньги, – объяснила артемовские «ноухау» заместитель начальника управления труда и соцзащиты Лариса Кончакова.
После принятия Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», оказалось, что все же справку можно получить и без доказательств. Однако в течение 10 дней на ней должна появиться печать миграционной службы с указанием адреса временной регистрации. Третья волна очередей захлестнула города, принимающие у себя толпы переселенцев. Эмоции людей, уставших от чиновничьих «кругов ада» и неопределенности ситуации, зашкаливают: в очередях возникают ссоры и драки. Попавшие между молотом и наковальней люди уже на грани отчаяния.
Морозы обострили проблему – старики стали получать переохлаждения и обморожения, стоя в километровых очередях. Рядом с фондами и управлениями появились палатки МЧС – там старики могут немного согреться и выпить горячего чая. Голодные обмороки перестали быть чем-то необычным. Как и «обжитые» лавочки, на которых завернутые в пледы и одеяла люди дежурят в ожидании очередной справки.
Или под обстелами, или в чужом краю
– У меня во дворе ДНР-овцы поставили миномет. Куда стреляют- не знаю. Но понимаю, что, скорее всего, возвращаться мне уже некуда: обычно «ответка» прилетает быстро, – сокрушается Елена, вынужденная уехать из родного дома в сентябре. Но мыслями она все равно там, где ее земляки умирают от голода.
– Жить в Горловке стало совсем невыносимо: соседки ходили за гуманитаркой – им выдали по полкапусты, две морковки и луковица. И сколько на таком проднаборе жить – непонятно. Но не могут же все уехать — есть тяжелобольные, лежачие. Ответственные, в конце концов. У нас на улице живет Елена Николаевна, она могла бы давно к дочке в Полтаву уехать. Но остается – потому что каждый день бабушек лежачих ходит подкармливать, собаки со всего квартала брошенные тоже у нее кормятся. Мы отсюда, из Артемовска, ей передаем автобусами продукты и лекарства. Деньги передавать опасно.
Выехать многих подтолкнули очередные неожиданности от правительства. Семья из Первомайска делает уже вторую «ходку» — теперь думают, что надолго:
— Живем в общежитии – нам предоставили его бесплатно. Спасибо и на этом, не всем так повезло. Пенсию мы в Артемовске переоформили еще в августе. Но как только по телевизору сказали, что теперь мы ее получим, только если будем жить в Украине, а не в ДНР – сели на «Москвич», набросали вещей для себя и внучки и приехали. Три дня стояли за справкой. Теперь ждем денег. И целыми днями думаем, как и на что жить в чужом краю, – нервно рассказывает Екатерина Ильинична, нарезая на общей кухне нехитрый винегрет из овощей, которые супруг «заработал» при разгрузке фуры.
Местные волонтеры привлекают переселенцев, чтобы дать им возможность хоть как-то продержаться без денег. Так и выживают. И те, кто уехал, и те, кто остался. Те, кто поверил в возвращение советской юности, и те, кто изо всех сил держится своих украинских корней. «Укропы» и «сепаратисты» в потертых шалях и ушанках времен их молодости. Голодные старики времен нашей войны…
Напомним, волонтеры из Киева, побывавшие на Донбассе, были шокированы увиденным.
Автор: Лидия Кващенко