О памяти, фашизме и рашизме
«Никто не забыт и ничто не забыто»… На протяжении всей жизни «хомо советикус» сталкивались с этими красивыми словами из стихотворения Ольги Берггольц. Словами, в огромном количестве ситуаций оставшимися не воплощенными на деле. Нет, автор этих строк не любитель априори «обгадить» все советское. Но вот вам история из моей жизни.
Сколько жить буду – столько буду помнить бабушкины слезы, когда она очень часто, взяв в руки непонятную мне потрепанную пожелтевшую небольшую бумажку, садилась возле висевшей на стене раскрашенной увеличенной фотографии солдата в гимнастерке и пилотке. Только потом, много лет спустя после того, как в 1964-м она до дна выплакала свои слезы, я понял цену этим слезам. Солдатом был навсегда оставшийся 18-летним ее средний сын, мой дядя Петя. А на бумажке от руки было выписано «Боянжу Петр Григорьевич» рядом с типографским текстом «пропал без вести в боях за Советскую Родину». Уже в нынешнее время, став втрое старше своего дяди, в глубинах интернета я отыскал его в списках 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады, почти полностью уничтоженной осенью 1943 года в ходе Букринского десанта (это под Киевом), бездарно и наспех организованного маршалом Жуковым: из 4500 десантников в живых осталось чуть более 1,5 тысячи бойцов. Далее – цитата из интернет-энциклопедии «Википедия»: «Букринский десант не достиг поставленной цели. Причиной тому были многочисленные ошибки военного руководства в начальной стадии планирования операции». Как и не было солдата Петра Боянжу на белом свете.
А вот другой подход. На вашингтонском мемориале «Стена» в честь погибших во Вьетнаме американских солдат на граните увековечено 58220 фамилий. Это данные на 2008 год. Этот мартиролог (список) постоянно корректируется, ведь идет точнейший, подушный учет военнослужащих, умерших от последствий боевых ранений, пусть даже через десятилетия. Есть четкие цифры: 47434 американца убиты противником, 10786 человек – небоевые потери (болезни, самоубийства, ДТП и тому подобное). А сколько украинцев полегло во Второй мировой? Цифры до сих пор разнятся на десятки миллионов.
В Украине к завершению идет кровавая война, развязанная кремлем. Вскоре у нас появится медаль «За победу над рашизмом», а слова на ней могут быть те же, что и на медали 1945-го, за победу над фашизмом — «Наше дело правое, мы победили». А затем нужно будет восстанавливать покалеченные вандалами города и села. И на деле реализовывать в жизнь, не откладывая на завтра, слова «никто не забыт и ничто не забыто».
Мне почему-то кажется, что наша страна, никогда не страдавшая отсутствием памяти, не откажет своим павшим от рук оккупантов сыновьям и дочерям в том, чтобы их имена — всех вместе — были выбиты на граните мемориального комплекса, который обязательно должен появиться в нашей несгибаемой столице, городе-герое Киеве. Быть ли ему, если да, то где ему быть, каким ему быть — ответы на эти вопросы должны дать мы с вами, сограждане. Так что делитесь своими мыслями, уважаемые читатели. Победа не за горами. Главное, чтобы список павших не рос…
Валерий Боянжу, Херсон — Одесса