В начале было слово. В очереди
В данной ситуации — все, как в Новом Завете, сказано: «В начале было слово».
Это только в поэзии «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». А в интернете очень даже дано: броский заголовок новости — это уже 50% гарантии, что на сайт зайдут. Больше заходов — больше платной рекламы. Вот и поспешили некоторые выдать на гора заголовки, что у нас с 1 апреля ВСЕ ТОЛЬКО по электронным рецептам. И «пошла вода по трубам» — народ, и без того нервозный, запаниковал и с низкого старта рванул в аптеки. Кстати, ошибаются предположившие, что, мол, этот шухер организовала аптечная мафия, дабы карманы себе еще плотнее набить. К примеру, ваш покорный слуга тоже выстоял очередь (к 70-ти годам свой букет накопился, и я обещаю «100 грамм и пончик», если мне покажут такого же «вьюношу», не поедающего таблетки). Так вот, приобрел я кое-что на год вперед, и теперь год они моих денег не увидят. Так что баш на баш выходит.
А вот еще о чем говорили в очереди раздраженные этой «хреновостью» с электронными рецептами. Мало кого обрадовала перспектива отстоять часок-другой еще в одной очереди — за рецептом к семейному врачу. Солидарен: именно в такой очереди в предвоенном Херсоне трое моих знакомых подцепили ковид. Один пришел за направлением к офтальмологу, двое — по поводу гипертонии. Увы, но нуждавшегося в консультации глазника человека вскоре осматривал патологоанатом… Как говорится, иных уж нет, а тех долечат.
Да, можно не идти за рецептом к семейному, а попросить, чтобы он прислал его по мобилке. А где, скажите на милость, такая возможность у миллионов изгнанных войной из своих домов людей, потерявших телефоны, контакты? А где сами семейные врачи: все живы-здоровы, трудятся в своих кабинетах? Никто не умер, не погиб на фронте, в оккупации, не эмигрировал? Короче говоря, масса нехороших мыслей витала в головах наших сограждан, стоявших 31 марта в аптечных хвостах. Полагаю, что квинтэссенцией всей этой нервозности может стать фраза бабульки, стоявшей за мной в очереди: «И Путин, падла, жить не дает, а теперь еще ЭТИ добавляют».
Театр абсурда
А ведь на поверку оказалось, что ничего страшного не произошло: просто очередная драма в нашем театре абсурда. Выеденного яйца эта «проблема» не стоила бы при своевременной реакции и комментариях Минздрава. Вот что в конечном итоге заявил министр Виктор Ляшко (вкратце):
— Мы просто ввели дополнительный сервис — электронный рецепт. Все остальные правила отпуска (лекарств — прим. автора), контроль, который был в довоенный период, остаются сегодня. Не изменилась ни одна ситуация по усилению контроля отпуска.
Опа-опа, за окном Европа
Среди сразу же «вдруг» лавинообразно появившейся информации прозвучало, что электронные рецепты — это шаг на пути Украины в Евросоюз. В общем, движемся к стандартам западного здравоохранения. Да, лекарства без рецепта там не купишь — знаю это по собственному опыту.
В 2005-м я в составе группы из десяти херсонских журналистов по приглашению Госдепа США для обмена опытом три недели прожил в Алабаме. Было несколько внутренних авиаперелетов, и во время одного из них незамеченный мною легкий насморк из-за перепада давления вызвал сильную ушную боль. Зашел с переводчицей в аптеку в Атланте. Средний палец мне, конечно, не показали, но послали… к врачу за рецептом. Боль — хоть ложись и помирай. Хорошо, что с собой был флакон родного херсонского коньячка — попустило.
То ли дело у нас: 1 апреля в качестве журналистского эксперимента я попросил в аптеке рецептурный антибиотик. При себе на всякий случай имел паспорт с херсонской пропиской, справку переселенца и легенду: мол, сами мы не местные, отстали от самолета, помогите, чем можете, лекарство нужно родному дедушке для лечения плоскостопия. Ничего не понадобилось! Аптекарша, постучав по компьютерной клаве, озвучила сумму.
Да, между прочим, на пути к западным стандартам охраны здоровья у нас стоит еще мощная преграда. Там по большому счету запрещена реклама лекарств в СМИ. А тут вас, читатели, уверен, как и меня, уже давно тошнит от рекламы лекарств с телеэкрана, пусть даже безрецептурных. Коль скоро власть решила продлевать нам жизнь, борясь с самолечением, то зачем же дразнить народ их рекламой? Миллиарды вращаются вокруг лекарств. И они, образно говоря, лежат на одной чаше весов. А на другой — перспектива нашей евроинтеграции. Будем надеяться, что перевесит вторая чаша. Здоровья вам, уважаемые читатели!
Валерий Боянжу, Херсон – Одесса