Пятница, 22 ноября, 2024
ГлавнаяРазноеПочему католический священник дает обет безбрачия, а православный - нет?

Почему католический священник дает обет безбрачия, а православный — нет?

Почему в латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговоренных случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, а в восточном целибат обязателен только для епископов?

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии:

– Безбрачие духовенства было принято как норма в Западной Церкви в конце VI – начале VII века, но утверждено фактически только к XI веку, при Папе Григории VII. Данная практика не соответствует изначальному церковному представлению о священстве, так как всем известно, что и некоторые апостолы (святые апостолы Петр и Филипп), и первые епископы Древней Церкви были женатыми (например, свт. Григорий Нисский).

В Восточной Церкви с ростом церковной общины указание о безбрачии было адресовано только к епископам ввиду важности и чрезвычайности их служения в деле управления епархией, так как последнее требовало от епископа абсолютной отдачи.

Таким образом, безбрачие высшего священнического чина было обусловлено не некими догматическими критериями, а практическими предпосылками. Епископ, как человек, который должен всецело посвятить свою жизнь служению Богу и вверенной ему пастве, более охотно избирался не из числа женатых, а из числа монашествующих, дабы пред ним не возникало коллизии: кому уделять больше внимания – семье или Церкви.

В то время как в Православной Церкви брак никогда не считался препятствием к рукоположению во священническую и диаконскую степени, даже наоборот – обязательный целибат осуждался правилами одного из Соборов (Трулльский Собор 691–692 гг.), в Католической Церкви, на основании некоторых предположений, высказанных еще Блаженным Августином, брак стал считаться чем-то нечистым и недостойным для священнослужителя и потому был запрещен для желающих принять священный сан. Исключение сделали впоследствии только для кандидатов в низшую степень священства – диаконов.

Таким образом, мы наблюдаем большую разницу в подходе к причинам безбрачия в Православной и Католической Церквах. Если в первой безбрачие было попыткой облегчить выполнение священнических функций епископами, то во второй оно обусловлено неправильным взглядом на богоустановленный институт брака.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине