No menu items!
Среда, 24 апреля, 2024
ГлавнаяЛьготыБитва за льготы: вернут ли бесплатный проезд?

Битва за льготы: вернут ли бесплатный проезд?

До 2015 года некоторые представители льготных категорий могли позволить себе бесплатно проехать в городской маршрутке или пригородном автобусе. В 2015-м льготы на проезд многим отменили. А тем, кому оставили, редко удавалось реализовать свое право без конфликта с водителем. С 2016 года местным властям предоставили возможность самостоятельно решать вопрос финансирования льгот на проезд. Но учитывая, что […]

До 2015 года некоторые представители льготных категорий могли позволить себе бесплатно проехать в городской маршрутке или пригородном автобусе. В 2015-м льготы на проезд многим отменили. А тем, кому оставили, редко удавалось реализовать свое право без конфликта с водителем. С 2016 года местным властям предоставили возможность самостоятельно решать вопрос финансирования льгот на проезд. Но учитывая, что денег в казне всегда не хватает, транспортные льготы в масштабе страны до сих пор остаются одной из нерешенных проблем. Можно ли изменить ситуацию и как это сделать?

    

Почему денег на льготников всегда не хватает?

Без сбоев право бесплатного проезда в Украине предоставляют только в горэлектротранспорте. Но не во всех населенных пунктах такой транспорт есть. Зато маршруток хватает. Перевозчики, как правило, жалуются на то, что положенная компенсация за проезд льготников к ним не поступает или поступает в неполном объеме. Отсюда и нежелание возить людей с удостоверениями, и конфликты в транспорте. Не помогло и принятие Постановления Кабинета Министров № 197 от 14 марта 2018 года, предусматривающее монетизацию транспортных льгот на городских, пригородных и междугородных маршрутах за счет местных бюджетов. Причина та же – отсутствие средств.

Ситуация обострилась еще больше, когда провели административно-территориальную реформу. Теперь объединенные территориальные громады сами должны зарабатывать деньги и тратить их на свои нужды. И тут снова камень преткновения. Там, где руководство громады имеет средства и возможности реализовывать социальные гарантии, льготникам повезло. Но, как правило, льготы распространяются только на жителей конкретной громады. То есть, если пенсионерка поедет к своей сестре в соседнюю ОТГ, сэкономить на проезде она уже не сможет. А льготы законами Украины предоставлены всем гражданам страны, независимо от места проживания. Хотя кое-где проезд льготников компенсируют на междугородных и межобластных автобусных маршрутах – за счет областных бюджетов.

     

Социальное министерство отстранилось от проблемы

Новое осмысление ситуации требует и внедрение электронного билета в городском транспорте. К примеру, в Харькове льготный электронный билет «E-ticket» для проезда в городском электротранспорте выдается только жителям города. О невозможности компенсировать проезд льготников – гостей Киева говорил летом и мэр столицы. Чтобы урегулировать этот вопрос, введение электронного билета в Киеве отложили до конца года – в надежде, что правительство внесет изменения в законодательство о предоставлении льгот на проезд. А льготники из других населенных пунктов смогут бесплатно пользоваться транспортом не только в своем городе.

      

Вернут ли бесплатный проезд?

Ситуация с тем, что финансирование льгот переложили на плечи местных властей, не устраивает многих. Тем более – в свете нового законопроекта, который летом был предложен Министерством социальной политики для общественного обсуждения. Документ предусматривает предоставление льготного проезда, а также обеспечение услуг связи и других социальных гарантий в порядке и размерах, определенных органами местного самоуправления.

После этого Ассоциация городов Украины (АГУ) обратилась в Министерство социальной политики с предложением включить расходы по оплате льготного проезда (а также услуг связи и других социальных гарантий) при подготовке проекта госбюджета на 2021 год. Поддержали АГУ Министерство ветеранов, а также Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Уполномоченный Президента Украины по правам людей с инвалидностью. Восстановление государственного финансирования позволило бы льготникам в полной мере реализовать свое право на бесплатный проезд независимо от места проживания и возможностей местных бюджетов.

В ответном письме Минсоцполитики отметило следующее: в условиях децентрализации органы власти имеют возможность самостоятельно определять объем льготных услуг и обеспечивать контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

***

Но ставить точку в этом вопросе еще рано. Проблему льготного проезда таки придется решать глобально – и вот почему. Власти страны в ближайшей перспективе планируют вводить единый электронный билет на все виды городского, пригородного, а также железнодорожного транспорта.

В экспериментальном формате единый электронный билет для поездов дальнего следования «Укрзалізниці» и метро («SmartTicket») уже заработал в столице. Затем система «SmartTicket» будет протестирована в Днепре и Харькове. В связи с этим Министерство ветеранов уже работает над внедрением механизма льготного проезда для инвалидов войны, участников боевых действий, семей погибших. А Министерство социальной политики позаботиться о своих льготниках (пенсионерах, лицах с инвалидностью, чернобыльцах и т.д.) пока не готово.

То есть мы сейчас говорим о том, что проблема сама собой не рассосется. Ее надо решать. И решать на уровне государства, а не местной громады.


Мнение

Борис Кушнирук, экономический эксперт:

«Социальные льготы дает государство, а не органы местного самоуправления. Именно государство определяет, какие категории людей являются льготниками, а значит, государство должно и финансировать их».


А как у соседей?

Во многих странах вопрос льготного проезда давно решен. В Европе социальная защита охватывает разные незащищенные категории населения, да и о пенсионерах не забывают.

К примеру, в Чехии, а именно в Праге, лица 60 лет и старше имеют льготы на проезд в транспорте, причем не только жители столицы, но и туристы. Для тех, кому исполнилось 60–64 года, проезд на транспорте оплачивается в размере 50% стоимости. Для 65-летних лиц и старше проезд бесплатный. Кроме пенсионеров, льготы предоставляются всего нескольким категориям, в том числе детям. Проездной билет распространяется на все виды транспорта: автобус, трамвай, метро и даже на фуникулер.

В Испании общественный транспорт представлен метро, скоростными трамваями, автобусами, электричками и фуникулером. Вся транспортная система разделена на зоны. Соответственно, для проезда в этих зонах действует свой билет. Пожилые испанцы имеют льготы при пользовании общественным транспортом во всех автономиях Испании. Правда, в некоторых регионах предоставляется право на 100-процентный бесплатный проезд, а в остальных размер скидок варьируется от 50% до 90%.

Есть опыт в решении проблем льготного проезда и в странах постсоветского пространства. Но он менее оптимистичный, нежели в других европейских странах.

В Беларуси транспортными льготами пользуется около 20 разных категорий. Вместе с тем пенсионеры по возрасту имеют право на 50-процентную скидку стоимости проезда на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте пригородного сообщения только с 1 мая по 30 сентября – на период сезонных сельскохозяйственных работ. В этом году, в связи с карантином, действие льгот продлили еще на месяц. Обязательные скидки для пенсионеров на городской транспорт остались в прошлом.

В Молдове льготы на проезд установлены для людей с инвалидностью, ветеранов войны, дорожной полиции и детей 5-10 лет. Другим категориям (например, пенсионерам по возрасту) из государственного бюджета выплачивается адресная помощь. Ее пожилые люди получают вместе с социальными выплатами и самостоятельно рассчитываются в транспорте.

Ольга Новикова

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине