No menu items!
Четверг, 28 марта, 2024
ГлавнаяДосуг45 лет после премьеры: Как снимали "Белое солнце пустыни"

45 лет после премьеры: Как снимали «Белое солнце пустыни»

Премьера этого фильма состоялась 45 лет назад, но и сегодня нет человека, который не смотрел бы эту картину. Юматова сняли с главной роли за драку Съемки нового фильма о приключениях красноармейца Федора Сухова руководство «Мосфильма» поручило молодому режиссеру Владимиру Мотылю. На главную роль он пробовал двух актеров — Георгия Юматова и Анатолия Кузнецова. Худсовет утвердил […]

Премьера этого фильма состоялась 45 лет назад, но и сегодня нет человека, который не смотрел бы эту картину.

Юматова сняли с главной роли за драку

Съемки нового фильма о приключениях красноармейца Федора Сухова руководство «Мосфильма» поручило молодому режиссеру Владимиру Мотылю. На главную роль он пробовал двух актеров — Георгия Юматова и Анатолия Кузнецова. Худсовет утвердил Юматова. Однако накануне первого дня съемок он умудрился подраться. Его лицо было покрыто синяками всех цветов радуги, и сниматься в таком виде было решительно невозможно. Тогда Владимир Мотыль вынужден был вызвать на съемки Кузнецова.

А вот на роль таможенника Павла Верещагина исполнителя не могли найти буквально до последней минуты. Мотыля не устраивал ни один актер, пока он не увидел пробы с Павлом Луспекаевым. Они были настолько блестящими, что его утвердили без лишних разговоров. Луспекаев был театральным актером, но за год до этого ему сделали операцию по ампутации обеих стоп, и играть на сцене он уже не мог. Предполагалось, что сниматься Луспекаев будет на костылях, ради этого даже собирались изменить сценарий, но он поставил условие: работать он будет на своих ногах и без каскадеров. Актер сам придумал специальные сапоги с металлическими упорами внутри, и все съемки терпел страшную боль. Даже сцену драки на баркасе Луспекаев исполнил без дублера.

А вот Гюльчатай играли две актрисы. В первой части фильма снималась актриса цирка Татьяна Денисова. Съемки затянулись, и она вынуждена была уехать на гастроли. Тогда режиссеру пришлось подыскивать ей замену. И дальше в фильме снималась 17-летняя студентка Вагановского училища Татьяна Федотова. Однако времени переснимать первые кадры с Гюльчатай не было, и картина так и вышла — в начале и в конце фильма у Гюльчатай разные лица.

Зачем Мишулина держали в яме?

Начало работы над каждым фильмом сопровождалось обязательным ритуалом — режиссер должен разбить бутылку шампанского о какую-нибудь часть реквизита. Мотыль пытался разбить бутылку о борт баркаса. Он бросал ее дважды, и оба раза она целехонькая падала на песок. Разбилась бутылка только на третий раз, что считалось очень плохой приметой.

И действительно, работа над фильмом шла медленно и в тяжелых условиях.
Например, некоторые части фильма снимали летом в Дагестане. Жара была такой, что в песке можно было варить яйца. Для того, чтобы довести Спартака Мишулина, который играл Саида, до нужного состояния, на рассвете его сажали в вырытую яму, засыпали мокрым песком, и до полудня ждали, пока песок раскалится, а лицо актера приобретет нужный сине-фиолетовый оттенок. Все это время кто-нибудь из съемочной группы держал над ним зонт и периодически поливал холодной водой. Чтобы все выглядело пострашнее, по песку пускали змей, а лицо актера мазали вареньем, и на Мишулина роем слетались мухи. Так как откапывать актера на обед не имело смысла, кормили Мишулина с ложечки, а освобождали из ямы только вечером. Когда худсовет посмотрел эти кадры, они показались слишком жестокими по отношению к зрителям, и все пришлось переснимать заново. В итоге Мишулин отсидел в яме девять дней.

Осетров ловили в Каспийском море

Во время съемок в Дагестане произошел неприятный инцидент: киногруппу обокрали — воры вынесли с площадки почти весь дорогостоящий реквизит. Чтобы обезопасить себя от подобных случаев, режиссеру фильма пришлось идти договариваться с местным криминальным авторитетом Али. После встречи «высокие стороны» пришли к компромиссу: у киногруппы больше не пропадет даже спичка, а взамен режиссер снимает Али в какой-нибудь роли. И криминальный дагестанский авторитет сыграл в фильме то, что ему было ближе всего — бандита в красной рубахе, одного из подручных Абдуллы.

А вот съемки на побережье Каспийского моря актеры вспоминали с удовольствием. Все помнят кадры, где на столе в доме Верещагина стоит икра, которую тот ест ложкой и мечтает об обычной буханке хлеба. Деньги на съемки выделяли со скрипом, поэтому оператор фильма Эдуард Розовский, который был заядлым рыбаком, решил самостоятельно поймать нескольких осетров с икрой. На протяжении нескольких недель он снабжал съемочную группу рыбой, которую ловил в Каспии. Однако, ни одной рыбы с икрой ему не попалось. И ее пришлось покупать.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине